стрелка
Новости
17.08.2022 Безопасная бесконечная энергия возможна: в эксперименте по ядерному синтезу впервые подтверждено воспламенение
16.08.2022 В столице Иордании начинаются Дни российского кино
16.08.2022 С 7 по 11 сентября в Казани пройдет Фестиваль мусульманского кино
16.08.2022 В Казани пройдет этнофестиваля «Итиль»
16.08.2022 В России научились печатать торты и наггетсы с помощью принтера
15.08.2022 В Румынии обнаружили могилу женщины возрастом 6000 лет со множеством золотых колец
15.08.2022 В Китае запустили самый мощный в мире магнит
15.08.2022 США собираются устроить госперевороты в семи евразийских и африканских странах
15.08.2022 Новый российский самолет совершит первые рейсовые полеты в середине 2023 года
15.08.2022 Украинцы ведут переговоры с Великобританией, чтобы она помогла уничтожить Крымский мост
09.08.2022 Благодаря своему клипу певец SHAMAN вышел в лидеры по запросам в Яндексе
09.08.2022 Россия продемонстрирует документальный фильм «Мариуполь. Русский город» в кино
09.08.2022 На Ямале выведут сорт картофеля для Арктики
09.08.2022 В России разработали дирижабль на солнечных батареях
09.08.2022 Европа начала воровать газ у развивающихся стран
09.08.2022 "Бренды ушли, а нормальные остались": 77,6% иностранных компаний не стали закрывать свой бизнес в России
09.08.2022 В Госдуме предложили создать новый военный блок для сдерживания европейского колониализма
09.08.2022 "Будет холодно и страшно": Германия обновила прогноз газопотребления до лета 2023
08.08.2022 Спецслужбы ЛНР обнаружили штаб мозгомойных войск ВСУ
08.08.2022 Россия разместит в Сербии свою военную базу для защиты от сепаратистов и агрессии НАТО
Новости
17.08.2022 Безопасная бесконечная энергия возможна: в эксперименте по ядерному синтезу впервые подтверждено воспламенение
16.08.2022 В столице Иордании начинаются Дни российского кино
16.08.2022 С 7 по 11 сентября в Казани пройдет Фестиваль мусульманского кино
16.08.2022 В Казани пройдет этнофестиваля «Итиль»
16.08.2022 В России научились печатать торты и наггетсы с помощью принтера
15.08.2022 В Румынии обнаружили могилу женщины возрастом 6000 лет со множеством золотых колец
15.08.2022 В Китае запустили самый мощный в мире магнит
15.08.2022 США собираются устроить госперевороты в семи евразийских и африканских странах
15.08.2022 Новый российский самолет совершит первые рейсовые полеты в середине 2023 года
15.08.2022 Украинцы ведут переговоры с Великобританией, чтобы она помогла уничтожить Крымский мост
09.08.2022 Благодаря своему клипу певец SHAMAN вышел в лидеры по запросам в Яндексе
09.08.2022 Россия продемонстрирует документальный фильм «Мариуполь. Русский город» в кино
09.08.2022 На Ямале выведут сорт картофеля для Арктики
09.08.2022 В России разработали дирижабль на солнечных батареях
09.08.2022 Европа начала воровать газ у развивающихся стран
09.08.2022 "Бренды ушли, а нормальные остались": 77,6% иностранных компаний не стали закрывать свой бизнес в России
09.08.2022 В Госдуме предложили создать новый военный блок для сдерживания европейского колониализма
09.08.2022 "Будет холодно и страшно": Германия обновила прогноз газопотребления до лета 2023
08.08.2022 Спецслужбы ЛНР обнаружили штаб мозгомойных войск ВСУ
08.08.2022 Россия разместит в Сербии свою военную базу для защиты от сепаратистов и агрессии НАТО
cover image
20.05.2022
Культура
Юбилей классика: многоликий Геннадий Базаров

Кинорежиссёр Геннадий Базаров един, конечно, во всех своих ипостасях, но поскольку этих ипостасей у него много, то хорошо знакомому с его творчеством человеку можно говорить о каждой из них в отдельности. Ибо он не только режиссёр игрового и документального кино, но и сценарист, и художник, и писатель. И даже организатор кинопроизводства, поскольку он был директором «Кыргызтелефильма» и в течение нескольких лет возглавлял Национальную Киноакадемию Кыргызстана. 


Геннадий Базаров давно уже стал классиком советского и кыргызского кино. А начинал он совсем юным ассистентом оператора и помощником режиссёра в далёком 1959-ом году. Долгие годы шлифовалась его творческая манера, и спустя время у мастера появилось особое кинематографическое мышление, собственный, непохожий ни на чей почерк.   


Этому художнику всегда близка была социальная тема, которую он раскрывал жёстко, правдиво, без оглядки на недовольные голоса власть имущих. Некоторые его фильмы не сразу «проходили». То сценарий тормозился в инстанциях, то уже снятый фильм требовали переделать, исправить и якобы улучшить. Тяжело двигался, к примеру, «Приют для совершеннолетних», сценарий не нравился нашему ЦК, который изо всех сил пытался не пустить его в производство. Тогда Базаров опубликовал его как повесть, и факт публикации позволил картине всё-таки двинуться. Фильм размышлял о том, о чём в советское время не принято было размышлять, более того, все делали вид, что проблем, затронутых авторами ленты, в стране вообще не существует. До «Приюта» Базаров снимал фильм «Первый», тематически, казалось бы, очень удобный советской власти – о первом секретаре райкома партии. Но и тогда республиканский ЦК смотрел во все глаза, - как бы актёр Джумадылов не сыграл «неправильного» секретаря. Впрочем, он и сыграл «неправильного» с подачи Базарова. Но Москва тогда поддержала режиссёра, потому что уже чуть-чуть подул ветер перемен…  А снятая чуть позже «Аномалия», в которой были показаны совсем уж неприглядные вещи, вообще прошла на удивление гладко. Это была последняя «советская» картина на «Киргизфильме», в которой, кстати, оказалось предугаданным многое из того, что появилось в нашей жизни несколько позже. Алкоголички, проститутки, опустившиеся люди, показанные на сломе системы, в те времена, когда духовные ценности были попраны и оттеснены на обочину жизни. Даже и сегодня этот фильм звучит очень актуально…


Когда же Базаров ещё только мечтал о кинематографе, в стране была тишь да гладь, божья благодать. На киностудию он пришёл в самом конце пятидесятых. Сначала был рабочим, потом ассистентом оператора у Кочеткова и Жовтобрюха, затем – ассистентом режиссёра на «Зное» и только   через несколько лет черновой работы поступил во ВГИК. Там во главу угла ставили опыт, а не теорию, поэтому студентам сразу сказали: «Идите на киностудии, смотрите, как работают мастера». И они шли на киностудии и смотрели, что делают Райзман, Хуциев, Тарковский, как выставляет свет Урусевский и делает эскизы Ромадин. Это была их школа, их практика. Режиссёр, по словам Базарова, должен обладать хорошим воображением, пространственным мышлением, умением «прорисовывать»   фильм. Сам он, кстати, прекрасно рисует и в своё время даже сделал раскадровки для «Тайны мелодии» Мелиса Убукеева.


Базаров как-то рассказывал о своих беседах с Айтматовым, мысли которого были очень созвучны его собственным настроениям. Писатель говорил, что в последнее время его сильно беспокоит тенденция упрощённого отношения к творчеству, когда любой амбициозный «творец» может самостоятельно возвести себя в ранг великого мастера, просто назвав свои творения, к примеру, арт-хаусом или ещё как-нибудь. Всё это приводит к торжеству дилетантизма. К тому же такие люди зачастую пытаются диктовать свои правила на творческом поле. 


Поэтому сам Базаров всегда очень тщательно выстраивал свои кинематографические опусы, поверяя их классикой. К тому же умел прислушиваться и присматриваться к людям, особенно на съёмочной площадке. Когда он снимал «Улицу», где работал цвет нашего актёрского цеха, Муратбек Рыскулов вдруг стал импровизировать прямо в кадре. Автор сценария фильма Мырза Гапаров, увидев это «безобразие», вдруг сказал: «А я не против…». И Базаров тоже не стал мешать актёрам. Они приходили в его гостиничный номер вечерами и сообщали: «В этом эпизоде я так буду говорить, а в этом – эдак».  И потом на съёмочной площадке царил полный импровиз, актёры просто купались в нём. В результате получился очень живой, жизненный фильм, артисты были настолько свободны и раскрепощены, что, казалось, это и не актёры вовсе, а реальные люди с той самой сельской улицы в южной глубинке. 


Похожая ситуация складывалась на съёмках «Засады», где в массовках были задействованы старики, которые ещё помнили реальные события, о которых рассказывал фильм. Двадцатые годы, борьба с басмачеством. Салават Исхаков играл роль курбаши и был настолько убедителен в ней, что по окрестным аилам пошёл слух, будто он – настоящий потомок Мадамин-бека. Когда актёр появлялся в преддверии съёмки верхом на статном скакуне, с маузером в руках и шашкой на бедре, в окружении воинственной свиты, люди из массовки при встрече раскланивались с ним, как с настоящим курбаши. 


На площадке массовка вела себя так, будто всё происходит на самом деле, а не в кино. Вдобавок аксакалы консультировали режиссёра, объясняя, как должна быть сформирована чалма, как должна лежать сбруя, каким узлом завязывается кушак и как правильно следует держать камчу. Базаров внимательно слушал и строго следовал потом этим стариковским советам. Когда фильм вышел на экраны и его посмотрело огромное число зрителей, всех поразила необычайная подлинность изображения, и даже специалисты-историки не нашли в нём никаких ляпов.


Базаров всегда полагался на соратников по работе, на актёров, с которыми доводилось работать, вообще, он очень доверял людям. И они его не подводили. В свой первый съёмочный день на «Материнском поле», встав возле камеры, он вдруг растерялся, не зная, что сказать своим актёрам. Заметив это, Бакен Кыдыкеева отвела его в сторонку и сказала: «Не теряйся, мальчик! Ты просто говори, что нужно делать, мы поймём, мы же актёры. Мы всё сделаем, как ты скажешь». И это доверие очень помогло ему в его первой большой работе, как, впрочем, и впоследствии на других фильмах…


В съёмках «Сказа об искусстве» участвовало множество великих людей – народных, заслуженных, лауреатов, депутатов и прочих, и все они тоже очень доверяли Базарову. И вели себя с ним предельно просто. Актёры, художники, певцы и писатели разговаривали с молодым режиссёром без зазнайства и амбиций. И это не было рисовкой. Булат Минжилкиев сказал Геннадию: «Объявляйте меня без всяких титулов, кому это нужно? Меня и так все знают – просто Булат Минжилкиев!» 


Думается, и о самом режиссёре можно сказать так же – просто Геннадий Базаров. Несмотря на то, что он тоже заслуженный деятель, лауреат, призёр и живой классик.


Владимир Лидский