
Камила проиграла и победила. Этот проигрыш в произвольной программе настолько невероятен, что те, кто вчера хейтил девчонку, сегодня важно рассуждают о том, что Камила сделала это специально. Она проиграла, чтобы две ее соперницы победили.
- Зато их теперь наградят, - сказала сквозь слёзы девочка, когда объявили оценки и выяснилось, что она не попала в тройку.
Эта Олимпиада была ужасной. Она отняла у нас даже возможность нормально порадоваться за золотую медаль - Аню Щербакову. Прекрасный прокат, замечательная, утончённая Анна, настоящая красавица, каких мир фигурного катания давно не видывал. Однако когда после проката Камилы камера показала лицо Анечки - на нем не было никакой радости. Она уже понимала, что победит, но одно дело - победить, находясь в равных условиях, а другое - когда на твоих глазах принесли в жертву твоего товарища.
В трансляцию попало, как потом Камилу обнимала директор спортивного вещания Первого канала Ольга Черносвитова, а за спиной раздавались душераздирающие вопли Саши Трусовой про то, как она ненавидит спорт и что у всех есть золотые медали, а у нее, у Саши, ставшей серебряным призером Олимпиады - нет.
С одной стороны, Сашу тоже можно понять: она прыгнула пять четверных, сделала то, чего не сделал ни один спортсмен мира и долго ещё не сделает. Была уверена, что такой контент вознесет её на вершину. Но не вознёс. И дело даже не в том, что лёд скользкий, а в самом парадоксе фигурного катания. Оно не просто про спорт, но еще и про искусство. Камила была волшебным сосудом, в котором сливались в одно и техничность Трусовой и элегантность Щербаковой. Она переплавляла сложные прыжки и элементы так, что катание не выглядело смертельной борьбой, оставляя ощущение чуда и счастья.
Да что говорить, мы и сами всё видели. Теперь, по прошествии времени, понимаешь мудрость тренера, давшего возможность девочке откатать без замен две программы в команднике. Дважды от прокатов Камилы вставал весь зал и против воли плакали от восхищения даже основные соперники. Забыть это невозможно.
Чем тебя успокоить, Саша Трусова? Разве что словами редактора отдела поэзии журнала "Знамя" Ольги Ермолаевой:
- Тебе премию не дали, а кому-то - пулю за сараем дали.
Так Ермолаева осаживает поэтов, сокрушающихся по поводу отсутствия у них тех или иных наград.
Камила Валиева, дочь русского балета, похищённая фигурным катанием, пришла к Туберидзе в 2018 году. Все ахнули: такого ребенка ещё не видели. Неслучайно с появлением Камилы связан массовый уход из «Хрустального» главных звёзд Этери: Косторной и Трусовой. Они поняли, что пришла новая звезда, которая составит славу Этери Тутберидзе.
Говорят, Этери придерживала девочку, не давая более сложный контент. Она берегла и жалела её, ведь Камила и правду могла всё.
Но нынешняя Олимпиада ударила по самому больному - по любимой ученице. Через нее, через Камилу, спортивные чиновники подкопались к самой Этери, поставив под вопрос её дальнейшую тренерскую деятельность. Тутберидзе грозят судебными разбирательствами по поводу методов, по поводу жестокого отношения к ребенку… а на одной маленькой девочке МОК сконцентрировал весь свой пресс, который раньше равномерно распределялся по всем представителям зимних видов спорта.
Почему она?
Вспоминается рассказ Горького «26 и одна» про тестомесов и горничную Таню, которой те безмерно восхищались, а потом вдруг - решили испытать на прочность и откусить кусочек. Причина: была слишком идеальна.
Она бы выстояла и эти ночные семичасовые заседания, и грубые вопросы в спину, и необходимость отвечать за то, в чем она не была виновата. Но самое страшное и абсурдное - это предупреждение от ожиревших дядь из МОКа: «Если выиграешь ты - никого не наградим».
Что должен чувствовать спортсмен после такого? Будет ли он соревноваться дальше, если его искусственно назначили виновником бед других спортсменов?
(Глядя на Сашины истерики после награждения, я даже не сомневаюсь в том, какие косые взгляды пришлось терпеть Камиле и какое злобное шипение слышалось за её спиной).
Бывает так - мелькнет мысль, и ты ещё сам не понял, согласился с ней или нет, а дело уже сделано. На лёд в произвольной программе выходила уже не Камила, а девочка, которая больше не хотела соревноваться.
Ведь лучший способ противостоять абсурду и несправедливости - выйти из него.
«Ушла, прямая, красивая, гордая. Мы же остались среди двора, в грязи, под дождем и серым небом без солнца...".
Так писал Горький. Смысл рассказа был в том, что не нужно испытывать идеал и пытаться измазать его грязью. Лучше не станет: в итоге останемся без ничего. И солнце больше не заглянет в ваши окна, и Камила больше не придет.
Но хочется иного финала.
- Ты почему перестала бороться? - строго спросила Этери Камилу, когда та закончила произвольный прокат.
Спросило буднично, так, словно ничего и не было.
Сегодня за эту фразу тренера снова хейтят. Мол, надо было обнять, поплакать. Достать пепельницы, высыпать на голову. И что-нибудь ещё.
Но думаю, Тутберидзе на то и великий тренер, что лучше нас знает, что нужно говорить своим подопечным. Иначе они бы не побеждали.
- Ты почему перестала бороться? - это то, что можно спросить у спортсмена, зная, что это никакой не конец, а всего лишь этап. Впереди - еще большая жизнь и новые победы, за которые тренер и её ученица будут бороться вместе.
Евгения Коробкова