Что же произошло с первым в Европе рысистым ипподром, основанном в 1834 году? Банальная перестроечная история. Сначала ликвидация главка коневодства МинСельХоза и как следствие полное отсутствие планов развития отрасли и ее финансирования. Ну а в отсутствие контроля на 40 гектаров земли в центре Москвы нашлось не мало охотников. Складывалось впечатление, что все послеперестроечное время было посвящено доказательству неэффективности работы Ипподрома и как следствие из этого его приватизации, перепрофилированию, застройки территории. Но до сего времени съесть такой лакомый кусок никому не удавалось по трём причинам: слишком большой и дорогостоящий объект для приватизации; слишком знаковый для рысистого коневодства и слишком отчаянно дрались за него конники и жители Москвы. Как выживал тренперсонал, выведенный за штат еще в 1993 году (чтобы он не принимал участие в предполагаемой приватизации) - это отдельная тема. Впрочем как и существование конных хозяйств и коневладельцев. Всё держалось и держится на чистом энтузиазме людей, посвятивших свою жизнь рысистому спорту.
Нам могут сказать, мол, рысистое коневодство - умирающая отрасль и в современную концепцию мира оно уже не вписывается! Извините, отвечаем мы им, во всей Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии рысистые бега пользуются огромной популярностью! Так «Королевские бега» в Финляндии (Дерби для местной породы хладнокровных лошадей) собирают до 100 000 зрителей. Во Франции оборот букмекерской конторы PMU превышает 8 млрд евро и таких примеров множество.
Ну вот наконец пришла благая весть - судьбой ипподрома заинтересовалось правительство Москвы (до сего моменты ЦМИ в федеральной собственности). Согласно договорённости министра сельского хозяйства Д.Н.Патрушева и мэра Москва С.С.Собянина, согласованной Президентом России В.В.Путиным, создаётся ООО «ЦМИ». Для создании данного ООО «ЦМИ» Правительство Москвы передаёт Конно-спортивный комплекс Битца, а также бюджетные деньги, а Федеральное правительство - имущественный комплекс ЦМИ. Перед вновь созданным ООО ставится задача реконструкции Ипподрома. И тут начинается самое интересное. Предполагаемые затраты на реконструкцию порядка 15 млрд рублей, эта сумма намного превышает все средства, включая и спонсорские отчисления Газпрома и Газпромбанка, выделенные рысистому коневодству России за все, подчёркиваем все, послеперестроечные годы. Казалось бы надо радоваться - но не тут то было. Цель поставленная перед проектировщиками мягко сказать уникальная - сделать ЦМИ одним из лучших в Европе при этом как для испытания рысаков так и для проведения скачек. В дополнении к этому запроектировать на территории ЦМИ конно-спортивный клуб с манежем и трибунами для проведения соревнований по конкуру. Заметим, что один конно-спортивный клуб (КСК) «Прадар» с закрытым манежем, рестораном, площадкой для выездки и конкуром уже имеется. На беду для конников ЦМИ идею эту проталкивают отдельные члены правительства Москвы, увлекающиеся конкуром. Но почему именно здесь, в ущерб сложившегося тренкомплекса - а хочется, «Мы даем деньги - мы и решаем!» Следуя той же логике, часть территории можно было бы отдать и под гольф поле.
За дело «ничтоже не сумняшеся» берётся проектная контора «Ампир». Не важно, что совместить испытания рысаков и скаковых лошадей на мировом уровне до сего времени не удавалось еще никому. Ну раз деньги выделены - грех их не освоить! И вот буйная фантазия проектировщиков «выдаёт нагора» - аж 5 стометровых тоннелей под беговым полем. Что там мелочится. Не говоря уже о затратах на строительство и эксплуатацию возникает вопрос, а как затащить туда лошадей, ведь ни каждая лошадь не то что в тоннель а даже в стартовые боксы не заходит. Как быть с точки зрения безопасности, ведь в тоннелях предусматривается двухстороннее движение лошадей - одни съезжают с дорожки, а другие едут на дорожку. Ну и это не все! Внутри бегового круга планируется заглублённая автостоянка. Видимо авторы проекта считает таким образом улучшить качество вдыхаемого лошадьми воздуха. Вызывает удивление и утопленная на несколько метров конкурная зона с трибунами. В ветряную погоду туда как в яму будет сдуваться вся пыль и грязь с прилегающей территории. И как вишенка на торте - по предложению ФСО - отдельно стоящая ВИП-трибуна с рестораном на 280 мест. Внимание! В сторону ВИП трибуны переносится финишный створ! Только эти счастливчики будут достойны наблюдать со своих мест за финишом лошадей - самым захватывающим моментом бегов и скачек. Остальным многотысячным трибунам и в том числе судейской, ложе директора, рядом с которой в давние времена находилась императорская ложа, а не так уж давно и ложа С.М.Будёнова, придётся довольствоваться в лучшем случае трансляцией финиша на экране мониторов. А вдруг это «ноухау» распространится и на футбольные поля! Представьте себе ворота перед отдельной ВИП-трибуной, а вдали основные трибуны. Кажется более нелепого решения и представить себе сложно.
Но главный удар по рысистому коневодству ещё впереди. Переделывается под надуманным предлогом беговые дорожки Ипподрома. Стандартная 1600 метровая дорожка превращается в 1440 метровую. Для справки, 99,9% всесоюзных рекордов России устанавливалось именно на существующей дорожке, причём в последние годы с завидным постоянством. 99% всесоюзных призов России и Советского Союза, выиграны лошадьми, прошедшими тренинг на ЦМИ. ЦМИ был главной кузницей подготовки и селекционного отбора лучших рысистых лошадей России. Полностью ликвидируется третья рабочая дорожка. Да что там третья дорожка, ликвидируется главный тренцентр России. Фактически разгоняется лучший тренперсонал, резко сокращается количество коневладельцев и как результат, количество элитных лошадей, проходивших тренировочный процесс на ЦМИ. И это без внятной перспективы развития рысистого коневодства и альтернативных решений.
В довершении ко всему, в настоящее время отсутствует утвержденная рабочая документация, а ипподром уже частично закрыт. Бега всё еще проводятся, но уже без зрителей на трибунах! Создается впечатление, что поставлена задача вообще уничтожить последних любителей бегов. А кто же будет в будущем ходить на ЦМИ после реконструкции?! По мановению волшебной палочки, трибуны в одночасье не заполнить. Здесь требуется и преемственность и определенные знания, привычка и любовь к лошадям. Всё это культивируется ни один десяток лет. Только тогда можно рассчитывать на успех и эффективную работу ипподрома.
Другие ипподромы России находятся в полуразрушенном состоянии, без работающего тотализатора, без призовых сумм, практически без зрителей и средств для развития не могут и не готовы осуществить те функции, которые выполнял ЦМИ, даже в минимальных размерах. Кто, где, когда и на какие средства в будущем будет продолжать совершенствовать резвостные качества лошадей, в том числе и гордости России Орловских рысаков, к сожалению, нет ответа. Неужели всё сведётся к отдельным разовым светским мероприятиям в году?! Но это уже будет не рысистый спорт, а Шоу одного дня, где с бору по сосенке собрали а бы какие оставшиеся в живых рысаков. Всё это очень далеко от кропотливой и вдумчивой селекционной работы и не окажет сколь нибудь серьезно влияния на улучшение рысистого поголовья России. Таким образом уничтожение лучшего тренцентра России и трёхгодичный перерыв нанесёт непоправимый удар по отрасли, которая вряд ли сможет восстановится до прежнего уровня. Лошадь как ничто другое не сыграло в истории человечества столь важную роль в прогрессе цивилизации. Это и средство передвижения, и тягловая сила в земледелии, и долгое время основа любой армии. Долгие тысячелетия человек вместе с лошадью преодолевал трудности и испытания, выпадавшие на его долю. Да и сейчас мир без них трудно представить. Во многих странах лошадь это не только спортивные соревнования, но и показатель статуса её владельца. Рысак - это один из лучших представителей лошадей, но он не может просто существовать - тогда его ждет вырождение! Он должен постоянно выступать, совершенствоваться и развиваться. Вот в этом и состоит главная цель бегов - выявление лучших представителей породы! Очень жаль, что на сегодняшнее время в нашей стране не существует сколь нибудь серьезной структуры, которая бы отвечала за сохранение и развитие коневодства России.
В связи с этим возникают следующие вопросы. Нужны ли такие многомиллиардные вложения и это в период проведения СВО? Кто будет нести колоссальные эксплуатационные расходы и обеспечивать привлекательные призовые суммы на ЦМИ после реконструкции? В Уставе Вновь созданного ООО «ЦМИ» вообще об этом не сказано ни слова.
Безусловно трибуны и главное здание ипподрома требуют ремонта и реновации, так же как и инженерные системы и часть элементов конюшни. Необходимо создать для зрителей привлекательные, комфортные условия, но надо подумать, а что будет происходить на ипподроме в будние дни. Где взять лошадей хотя бы на дополнительные два беговых дня в неделю?!
Напоминаем, что обычно рысаки выступают не чаще чем два раза в месяц. А вместимость проектируемые конюшен предусматривает размещение лошадей, позволяющих организовать забеги только один раз в 7 дней. Стоит так же отметить, что и возможность приезда гастролеров в Москву вызывает большое сомнение по двум причинам. Первая, не предусмотрена стоянка для коневозок и разгрузки лошадей в необходимом объеме. Ведь даже для организации урезанного бегового дня требуется как минимум 60-70 голов, а это минимум 40-50 коневозок. Но главная причина - финансовая нецелесообразность привоза лошадей. К примеру, перевозка одной лошади на ЦМИ из Локотского конного завода стоит 40 тысяч рублей, из Казани и Ульяновска - 70 тысяч рублей, Тамбова - 50000, даже с Раменского ипподрома привести лошадь будет стоить 15 тысяч рублей. Такие затраты являются неподъемными для большинства коневладельцев. Призовые же суммы, разыгрываемых на ЦМИ, в разы меньше чем на самом захудалом ипподроме Европы и не покрывают даже 20% тех расходов, которые несут коневладельцы на содержание лошадей. Добавьте к этому наверняка увеличившуюся после реконструкции аренду плату и в результате мы получим большой отток коневладельцев и резкое уменьшение поголовья рысистых лошадей.
Что же по мнению поклонников рысистого коневодства можно было бы сделать при более эффективном вложении средств и с сохранением исторического значения ипподрома, как первого рысистого ипподрома Европы.
Уверены, для выполнения этих предложений было бы достаточно выделенных средств на реконструкцию ипподрома. При этом отрасль рысистого коневодства России получило бы резкий поступательный толчок в своем развитии.
Макаревич Г.В.,
заслуженный строитель Москвы,
наездник, коневладелец, коннозаводчик