стрелка
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
cover image
18.10.2022
Культура
Доснимите «Сердце Пармы»!

«Сердце Пармы» Алексея Иванова, на мой взгляд, один из главных романов 2000-х гг. Вещь это совершенно историософская, рисующая трудный и тернистый путь русских «за камень», т.е. за Урал, в сибирские дебри, которыми будет прирастать Русь и благодаря которым будет становиться империей. Можно сказать, что роман изображает путь от Руси к России, о чем автор прямым текстом говорит в финале книги (и сразу спойлер: финал книги совершенно иной, нежели нам показали в фильме). 


«Сердце Пармы» - это имперский роман о державной воле, которая направляла русских идти на каменные горы, строить там крепости, возводить храмы, сеять там пашни и распространять свою веру, свое понимание мира. Одна из замечательных особенностей романа – то, как автор изображает диалог между Православной верой в Бога, свободу и благодать и языческой верой местных племен Пармы в судьбу. 


Главный герой романа – князь Михаил Великопермский, чрезвычайно привлекателен читателю именно тем, что он оказался на острие этого диалога между двумя мирами, он вобрал в себя и судьбу и свободу, и в конечном итоге сумел свободно избрать судьбу своего отечества как свою собственную, и встретил на этом пути смерть (ловите еще спойлер: в фильме князь остается жив, там вообще в конце какой-то «хеппи энд»). 


Давайте сразу скажем, что в книгах Алексея Иванова (во всяком случае в его исторических книгах, в уральском и сибирском цикле: это романы «Золото бунта», «Вилы», «Тобол» и др.) имеет место определенная доля «фентазийности», умеренно вплетаемой автором в повествование. В «Сердце Пармы» этот элемент тоже есть. В мире романа существуют бессмертные герои, они называются хумляльты – это  те, кто в своей судьбе должен совершить некое дело, и до тех пор, пока он его не осуществит, он не умрет. В романе три таких хумляльта: храмодел Калина, который не может умереть, пока не найдет «золотую бабу» (в фильме мы видим, что Калина постоянно выживает там, где все остальные погибают, и князь Михаил этому постоянно удивляется, но зрителю этот момент не объясняют), вогульский князь Асыка (главный антагонист, чье дело состоит в том, чтобы не пустить русских на каменные горы, не пустить их в Парму) и сам князь Михаил, дело которого как раз и состоит в том, чтобы привести Русь на каменные горы, провести через свою жизнь небывалый разряд судьбоносной пассионарной энергии. 


Эту свою судьбу мудрый князь чувствует, и то подчиняется ей, по приказу московского великого князя идя походом против вогулов и покоряя языческое племя, то, напротив, спорит с ней, отказываясь сам покоряться воле Москвы и идти вместе с московитами против Казани. Князь Михаил сначала воюет вместе с Москвой против вогулов, потом вместе с вогулами воюет против Москвы. Жизнь князя оказывается как бы между молотом и наковальней, но именно так и выковывается князь, становясь в итоге не бунтовщиком против Москвы, но орудием, осуществляющим волю судьбы. 


В книге три главных сражения. Первое – это сражение князя Михаила против языческого племени вогулов, которое не хочет покоряться воле Москвы. Михаил побеждает и берет в плен вогульского князя Асыку (повторюсь, чтобы расставить все акценты, что это главный антагонист романа). Второе – это сражение князя Михаила против московитов, которые приходят покарать уже князя Михаила. В этом сражении князь Михаил проигрывает и его везут в Москву, где с ним говорит Великий князь Иван Третий (неплохо, кстати, сыгранный Бондарчуком младшим). Великий князь делится с главным героем своей историософией, объясняет свою задумку: перемешать все народы, чтобы не было московских, новгородских, казанских, а чтобы были русские. Князь Михаил принимает историософию Ивана Третьего и соглашается служить ему. И возвращается в Парму с ярлыком на княжение, данным Великим князем. 


В Парме он сначала живет отшельником, однако влияние, приобретенное им у жителей Пармы, как среди русских пермяков, так и среди местного языческого населения, дает о себе знать, и Михаил возвращается к княжеской своей миссии, отстраивает города, ведет дипломатические отношения с местными, воспитывает своих детей – одним словом, строит в Парме жизнь. 


Но главное сражение впереди, судьбы двух хумляльтов, князя Михаила и князя Асыки, должны столкнуться. Вогулы вновь идут войной на русскую Парму, и князь Михаил, как опытный стратег, дает бой. Вогулов больше, темная языческая рать потоком идет на крепость князя Михаила, но тот стоит отважно, ведь это его судьба. За ним его люди, его земли, пропитанные кровью вглубь на три метра, за ним Русь. И в тот момент, когда проигрыш уже близок, является на подмогу московское войско и разбивает вогулов. Иванов пишет, что к князю Михаилу пришли уже не московиты и не новгородцы, но пришли русские. Русь пришла на каменные горы, превратившись в Россию. Князь Михаил встречается на поле боя с разгромленным Асыкой и погибает от его стрелы. Но для него это уже ничего не значит: он сделал свое дело, реализовал свою судьбу и может спокойно встретить смерть. Асыка же проиграл, и теперь неважно, жив он или мертв, ведь дело своей судьбы он не сделал.


На смерти князя Михаила заканчивается роман, история рассказана. 


(Если проницательному читателю интересно, то дам здесь ссылку на подробный разбор романа в журнале «Нижний Новгород»).


Теперь про фильм. Первое, что хочется сказать – фильм снят хорошо. Видна и качественная работа режиссера, костюмеров, гримеров, даже сценаристов (до поры до времени). Большое внимание к деталям. Все два с половиной часа я наслаждался, не считая последнего момента, когда фильм вдруг оборвался – пусть не на середине, но на финальной главе. Та самая финальная глава романа, т.е. финальное сражение главного героя с главным антагонистом – не показано! Фильм обрывается на возвращении князя Михаила в Парму из Москвы, когда он на некоторое время станет жить жизнью пахаря-отшельника, а не князя. Идиотизма к финалу фильма добавляет еще и появление Асыки со своим войском, который возвращает князю Михаилу его жену, вогульскую ведьму Тиче, которую князь Михаил любит и которой в фильме уделено слишком много внимания, хотя в романе это явно не самая главная сюжетная линия. Князь Михаил вместе со своими детьми обнимает Тиче, которая перестает быть в этот момент вогульской ведьмой, в результате чего та самая «золотая баба», источник всех бед в романе, вогульский идол, изображающий божество Сорни Най, сгорает в ярком пламени. Всё. Хеппи энд. 


Более нелепой концовки фильма и придумать было нельзя. Асыка, я так понимаю, тоже останется в Парме и будет вместе с князем Михаилом и Тиче их детей воспитывать, все-таки если уж хеппи энд, то по полной… 


Это все равно что экранизацию «Властелина колец» закончить не финальным сражением у Мордорских врат, а в Минас Тирите, куда Саурон самолично привезет Фродо с Сэмом, все обнимутся и подружатся, а кольцо всевластия само по себе сгорит как по волшебству. Ну или все равно что закончить «Игру престолов» тем, что белые ходоки сами приедут в Винтерфелл примириться и растают от нежной любви Джона Сноу и Дейнерис Таргариен.  


Все акценты в конечном итоге в фильме оказались расставлены совершенно неверно. Главными антагонистами оказались московиты, поскольку финальное сражение в фильме – именно с ними, а не с языческими вогульскими ратями, как в книге. Зачем это было нужно? Вот в интернете уже заговорили наши замечательные либеральные блогеры, что это антиимперский фильм, хотя в действительности роман именно что имперский.


Я понимаю, что фильм и так получился долгий, но лучше все-таки прибавить ему лишние полчаса, чем вот так нелепо оборвать повествование. Особенно это заметно на фоне того, что фильм снят с действительно большим вниманием к тексту, вниманием к деталям. Тем более раздражает эта нелепая концовочка. 


Надежда – на расширенную режиссерскую версию, где история будет дорассказана. Если же авторы фильма не приберегли для нас трех (да хоть четырех!) часовую режиссерскую версию фильма, то…


Даже не знаю, что тогда им сказать. 


Уважаемые создатели фильма, доснимите «Сердце Пармы»!


Андрей Коробов-Латынцев