стрелка
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
cover image
13.10.2022
Культура
Крысы и журавлики

Мой близкий друг, филолог, читающий короткий список «Большой книги» в составе «Литературной академии», цитирует Евгения Водолазкина: я не возмущён, я удивляюсь. Как некоторые книги пробрались в финал Национальной литературной премии? Я тоже в этом году зачислен в «Литературную академию» (то есть, большое жюри премии). Я предполагаю: финалисты отбирались ещё прежним экспертным советом, начальник которого демонстративно уволился с началом СВО. То есть, в премии заправляли, как и во многих прочих (если не во всех) культурных институциях, как бы это мягко сказать, не патриоты. Ну, такие. Не ватники. А как бы либералы. Точнее, западники. Потому некоторые произведения дошли до финала благодаря не только своим художественным достоинствам, но и, как бы это мягко сказать, за не-ватничество, не-совковость, либерализм (точнее, западничество) и правильное следование так называемой «повестке».


Например, каждый год должно быть что-то про «сталин-гулаг» и какие-нибудь «дети арбата». «Дети арбата» - это такой жанр, как я понял ещё работая в жюри премии «Национальный бестселлер». Потом что-то должно быть от эмигрантов (или про эмигрантов), а также приветствуются «гендеры» (но осторожно). Однако и мощная струя национальной традиции обязательна: как правило, в виде ЖЗЛ. Старые эксперты теперь уехали, а с новым экспертным советом, наверное, расклад поменяется, и в длинном списке, и в коротком. Посмотрим в следующем, 2023-м году (если будем живы, как приписывал в конце своих посланий Лев Николаевич Толстой).


Однако уехавшие (кто во внешнюю, а кто во внутреннюю эмиграцию) эксперты не только этой премии, а и вообще, все и всяческие эксперты, культуртрегеры, художники слова и дела, творцы, ловцы душ и прочая, заявили: это не мы уехали из России. Это настоящая Россия уехала от вас, ватников. Такой вот снова философский пароход (говорят, некоторые на грузинской границе покупали самокат по цене автомобиля, чтобы эту границу перейти; получается - философский самокат). 


И, мы помним, они давно утверждали: это не мы подтягиваем антисоветских авторов и русофобские книжки в свои издательства и премии. Просто таковы фильтры искусства. Искусство не терпит ватной пропаганды. Настоящий художник всегда либерал. Вот и получается, что официальная российская литература сплошь антирусская. Зато наши люди талантливы! А ваши ватники не могут ничего написать ни эстетически совершенного, ни популярного и читабельного. Так что ничего личного, только бизнес. Вы просто плохо пишете, господа патриоты. И никакая «господдержка» вам не поможет. Вы ещё попросите нас вернуться и снова возглавить все культурные институции (а мы и не ушли далеко, так что, конечно, вернёмся). 


И вроде бы верно. Пишем мы, действительно, не все и не всегда так, как Михаил Шолохов писал, например. Но, с другой стороны, вот был Эдуард Лимонов. Гений? Гений. А какую большую литературную премию он получил? Никакую не получил. Значит, институты признания как-то его проморгали. И даже не это главное. А главное вот что: какую книгу либерально-западническая наша литература может предъявить как шедевр и оправдание своего существования за последние, скажем десять лет? Назовите, какую? Всего одну! Нет, ни одной книги нет. Есть «Лавр» Водолазкина, «Обитель» Прилепина, «Зимняя дорога» Юзефовича, «Земля» Елизарова, но то всё такое, не очень западническое. Получается, фильтр искусства срабатывает, однако вовсе не в ту сторону. Это антисоветские и русофобские творения почему-то не проходят проверки на качество по гамбургскому счёту. Бог не Ерошка - видит немножко.


Но финальные списки премий и выкладки в магазинах пока всё ещё странновато выглядят, и в плане тематическом, и в смысле художественного вкуса. Может, нет новых хороших книг вне либерального дискурса? 


Дмитрий Орехов, повесть «Журавлики». Вышла в 2021-м году, совсем свежая. Безупречно написана, полна иронии и самоиронии, не пропаганда, а философское осмысление современности. Как-то так получилось, что ещё почти нигде не засветилась, не была узнана, прочитана и оценена по достоинству. Может, всё впереди. Надеюсь.


Это повесть-притча, в традиции Салтыкова-Щедрина, но и Свифта, и Оруэлла. Между прочим (вот показатель литературного качества), тщательно прописаны все персонажи. Не только первого, но и второго ряда. Хотя они, вроде бы, условные (птицы, крысы). Но не картонные, а живые. 


На далёком изолированном острове в океане живут нелетающие журавлики. Остров называется «Птичий Двор» (отсылка к «Скотному Двору» Джорджа Оруэлла). Благодаря плодам чудесных «громких деревьев» журавлики прошли ускоренную эволюцию и обрели разум, а став разумными устроили на острове цивилизацию и государство. Не сказать что идеальные или совершенные. Но какие-то свои. Аутентичные. И вот однажды остров посетили мореплаватели-крысы. Ну или иные грызуны. Сначала они вступили с журавликами в «торговые» отношения. А потом...


А потом всё было как в истории нашего мира. В грызунах отчётливо узнаются предприимчивые и беспринципные англо-саксы и прочие колонизаторы. А в журавликах... в журавликах - не только папуасы, индейцы и негры. В журавликах узнаём себя и мы.

 

Повесть Орехова - сложная, многоуровневая рефлексия на тему колониализма и неоколониализма. Она далека от простых рецептов и примитивных схем. Оказывается, всё вовсе не так, что злые крысы обманули наивных доверчивых журавликов - вот и весь колониализм. Корни многих бед и даже самой тяжёлой катастрофы часто находятся внутри социума, культуры и психологии самих колонизируемых! Они как бы притягивают к себе матрицу внешнего господства. А после копируют её, бесконечно адаптируя к самим себе. Иногда для колониализма не нужно даже никаких колонизаторов. Вместе с тем, опрометчиво винить в своих проблемах только «журавликов» - они действительно и наивны, и доверчивы. И внешнее инфицирование имеет место быть. Но инфицирование более глубокое, на уровне моделей и парадигм. 


У разных читателей книга может пробудить разные мысли и выводы (и это ещё один признак хорошей литературы). Мне кажется, при внешнем следовании приёмам Оруэлла и Свифта, Орехов внутренне ближе к Достоевскому, с его многозначностью образов и невозможностью простого прочтения. Я по прочтении подумал о том, что «колониализм» - просто одна из масок капитализма, бездушной рыночной эгоистической системы. Он как бы «изобретён» и внедрён морскими крысами, но слишком уж просто и быстро его «ценности» усваиваются островитянами. Возможно, гниль была внутри. Я бы, наверное, хотел прочитать приквел к «Журавликам» - о том, как грызуны стали тем, кто они есть. 


Но это моё личное впечатление. У вас может быть совершенно иное. Главное - книга хорошо написана, остроумна, образна, насыщена крутыми движениями сюжета, её дико интересно читать. Значит, надо читать. Это то, что нужно и русскому читателю, и русской литературе. 


 А по поводу всего остального, включая (но не ограничиваясь) либеральную штамповку мифов про «сталин-гулаг» и прочих копипастов с копипаста, можно сказать словами попугая из повести: «Бойтесь невежества, бойтесь духа серости, бойтесь рядового пингвина». Причём непонятно, позиция ли это автора, или позиция, саркастически представленная автором (учитывая непростую фигуру попугая). Однако ясно, что серость может обнаружиться вовсе не там, где её постулируют беглые культуртрегеры с попугайской окраской.


Герман Садулаев