стрелка
Новости
26.09.2022 "Посыпались": на выборах в парламент Италии побеждает умеренная правоцентристской коалиции
26.09.2022 Российские ученые создают технологии управления погодой
23.09.2022 Экс-советник президента США Рейгана Бэндоу призвал не пускать Украину в НАТО
23.09.2022 Минобороны назвало приоритетные для мобилизации военные специальности
23.09.2022 В Госдуме предложили провести в РФ «культурную мобилизацию»
22.09.2022 Рахмон высоко оценил саммит ШОС в Самарканде
22.09.2022 Норов поздравил ОАЭ с получением статуса партнера по диалогу ШОС
22.09.2022 Провал дилетантов: Минфин США ищет специалиста по санкциям
22.09.2022 Частичная мобилизация в России происходит из-за активного участия НАТО
22.09.2022 Никто не может лишить Россию ее роли в ООН, - МИД Китая
21.09.2022 Банки Казахстана, Вьетнама и Армении приостановили прием карт «Мир» следом за Турцией
21.09.2022 Болгария меняет политический курс в сторону пророссийского из-за бытовых проблем и нехватки газа
21.09.2022 Ученые России и Ирана разработали новый способ очистки вод от химикатов
21.09.2022 В российскую армию мобилизуют 300 тысяч резервистов
21.09.2022 Объявлены потери России и Украины в ходе спецоперации
19.09.2022 Главы государств ШОС завершили заседание саммита в расширенном составе
19.09.2022 Минздрав Киргизии заявил о росте числа погибших в ходе конфликта
19.09.2022 Азербайджан вторгся на территорию Армении на 7,5 км
19.09.2022 Президент Ирана заявил о сближении стран благодаря санкциям
16.09.2022 Вместо того, чтобы делиться зерном, Запад предлагает африканцам есть личинок и жуков
Новости
26.09.2022 "Посыпались": на выборах в парламент Италии побеждает умеренная правоцентристской коалиции
26.09.2022 Российские ученые создают технологии управления погодой
23.09.2022 Экс-советник президента США Рейгана Бэндоу призвал не пускать Украину в НАТО
23.09.2022 Минобороны назвало приоритетные для мобилизации военные специальности
23.09.2022 В Госдуме предложили провести в РФ «культурную мобилизацию»
22.09.2022 Рахмон высоко оценил саммит ШОС в Самарканде
22.09.2022 Норов поздравил ОАЭ с получением статуса партнера по диалогу ШОС
22.09.2022 Провал дилетантов: Минфин США ищет специалиста по санкциям
22.09.2022 Частичная мобилизация в России происходит из-за активного участия НАТО
22.09.2022 Никто не может лишить Россию ее роли в ООН, - МИД Китая
21.09.2022 Банки Казахстана, Вьетнама и Армении приостановили прием карт «Мир» следом за Турцией
21.09.2022 Болгария меняет политический курс в сторону пророссийского из-за бытовых проблем и нехватки газа
21.09.2022 Ученые России и Ирана разработали новый способ очистки вод от химикатов
21.09.2022 В российскую армию мобилизуют 300 тысяч резервистов
21.09.2022 Объявлены потери России и Украины в ходе спецоперации
19.09.2022 Главы государств ШОС завершили заседание саммита в расширенном составе
19.09.2022 Минздрав Киргизии заявил о росте числа погибших в ходе конфликта
19.09.2022 Азербайджан вторгся на территорию Армении на 7,5 км
19.09.2022 Президент Ирана заявил о сближении стран благодаря санкциям
16.09.2022 Вместо того, чтобы делиться зерном, Запад предлагает африканцам есть личинок и жуков
cover image
29.08.2022
Культура
Традиционный буддизм и «нью-эйдж»

Что продают западному обывателю под видом учения Будды


Сегодня представления западных обывателей о буддизме формируются зачастую совсем не аутентичной буддийской традицией, а так называемым «нью эйджем» (new age). Все эти бесконечные «медитации на деньги», «медитации на мужа, машину и квартиру» и прочие «визуализации успешного успеха», рекламные образы расслабленных фитоняш на пляже в стилистике «сказочноебали» не имеют к буддийской практике, разумеется, никакого отношения. Все это постмодерн. Или археомодерн.


Почему же стало возможным такое смешение? Как вышло так, что коммерческий симулякр заслонил собой собственно буддизм в сознании большинства обывателей, спутал и смешал представления об аутентичной традиции? Попробуем в этом разобраться. 


У истоков new age стояло движение, обычно именуемое теософией. Образовано оно было в конце XIX века в США русской эмигранткой Блаватской и Генри Олкоттом. Именно теософия по большей части ответственна за массовый пиар и распространение в западном обществе искаженного понимания концепций «кармы», «перерождений», «взаимозависимого происхождения» и т. д. 


Занимался буддизмом в рамках теософии преимущественно Олкотт. Он действительно побывал вместе с Блаватской на Шри-Ланке в 1880-х годах и встречался там с буддийским монахом Сумангала Тхерой. А затем издал «Буддийский катехизис», записанный как совокупность вопросов Олкотта и ответов Сумангалы. Несмотря на некоторые погрешности, вызванные очевидно слабым пониманием интервьера того, что имеется в виду, в целом ответы записаны более-менее точно, и даже могут дать некоторое стартовое понимание основ буддийского взгляда на мир. Однако если почитать уже собственное сочинение Олкотта «Жизнь Будды и её уроки», написанное как «вольное изложение на тему», можно поразиться обилию нелепостей и домыслов в этой работе. Чего стоит только «Абсолютный Дух», беззастенчиво приписываемый буддистской мысли. 


О чем это говорит? Либо об искреннем недопонимании, либо о сознательном смешении концепций. У теософов, очевидно, было и то, и другое. Они вполне осознанно игнорировали разделение на язык «абсолютной истины» и «относительной истины», восходящее к Абхидхамме, компендиуму буддийских представлений о структуре работы ума. Таким образом в сочинениях теософов соседствовали рафинированные концептуальные элементы буддийской учености, позаимствованные от Сумангалы (витакка, вичара, экагатта и т.д.), так и простонародные, полный суеверий ритуальные составляющие. Все это никак не отделялось, а подчас наоборот, смешивалось. Для завлечения западных масс теософы создали популярно-пропагандистский вариант реинкарнационного мифа, обещающий людям бессмертие их индивидуальности. При том, что буддизм основан на концепции анатмана (отсутствия «атмана» как индивидуальной духовной субстанции, способной на сохранении личности при перерождении), теософы не скупились на высказывания в духе того, что сама Е. Блаватская в прошлом была Жанной д'Арк. Ориген был Апполонием Тианским. Перикл — Пифагором и т.д. Показательно, что все эти заверения делались вопреки прямому заявлению Блаватской о том, что «новое воплощение не может последовать без перерыва от одной до двух тысяч лет».


Более того. В околофилософских пассажах теософских авторов происходило постоянное смешение буддизма с джайнизмом и индуизмом. Буддизм радикально и последовательно феноменологичен. Весь мир в рамках буддийской парадигмы воспринимается как данный сознанию, воспринятый в оптике «от первого лица». Но теософы в основном придерживались пантеистического, т. е. антибуддистского мировоззрения, основанного на примате материи.


Перерождения объявлялись материальными, сводимыми к круговороту материальных частиц — вполне в духе западноевропейской физики. Те частицы, которые составляют свойственную сейчас некоторому человеку «комбинацию», ранее уже якобы «проявлялись» в «более низком качестве» (что бы это ни значило). По мнению теософов, не только животное могло «перевоплотиться» в человека, но и, например, растение. Что прямо противоречит буддийским воззрениям.


Ещё одно отличие теософии от буддизма состоит в отношении к сансаре, «колесу перерождений». Исходная точка Благородного Восьмеричного Пути — это искреннее отречение от бесконечной цепи перевоплощений, желание остановить ее. Мотивация же теософии — это напротив, жажда новых перерождений в будущем и стремление узнать что-нибудь о своих «прежних жизнях».


В дальнейшем, после прихода в теософию Ледбитера, Анни Безант и раскола этого направления на сотни школ и секточек, породивших в итоге движение new age, ситуация с рецепцией буддизма в западном мире только ухудшалась. Недопонимания и неверные трактовки базовых концепций плодились и множились как снежный ком. Поэтому сегодня под «медитацией» на «рынке духовности» может иметься в виду вообще всё что угодно. От ритмичных подергиваний под музыку до специально вызываемых галлюцинаций.


Нью-эйдж позиционирует свои «псевдо-медитации» как товары на полке «духовного фаст-фуда». Измерение трансцендентного, свойственное буддизму, заменяется в new age симулякром, выполняющим функцию заплатки на внутренней поверхности мировоззренческого зонтика, на которой нанесены логотипы: «карма», «ничто», «просветление». И сегодня любой искатель, жаждущий удовлетворения тяги к трансцендентному, может сколь угодно долго, не выползая из-под зонтика своих убеждений, таращиться на намалёванные симулякры, надежно экранируя себя этим не только от настоящей медитации, но и от возможности задаться прямым вопросом «а что все эти слова вообще значат?». Любая сакральность и трансцендентность при этом просто неактуальна, хотя, вероятно, и может быть... где-то там. Или нет… Кто ж его знает? —думает адепт new age.

Кстати, интересно то, что вопрос о гипотетическом существовании «чего-то ещё» за пределами коммерческого симулякра неоднозначно решается в рамках самом нью-эйдже. Например, new age как музыкальный жанр в лице отдельных своих представителей часто вполне рефлексивно относится к своему симулятивному по отношению к Традиции характеру. Скажем, это отчетливо проступает в ранних альбомы Enigma, насыщенных румынским синкретизмом в стилистике Мирча Элиаде, сочетающим напевы муэдзинов Магриба и расслабленное полуденное мление под неспешный перестук копыт в перелесках Трансильванской долины. К такому «рефлексивному new age» Мишеля Крету, Deep Forest или G.E.N.E вопросов нет.    

Если же говорить о нью-эйдже как псевдорелигиозном коммерческом течении, то весь его предполагаемый эффект строится как раз на смешении до неразличимости симулякра психопрактики и некоторой «псевдо-традиции», на которой она (по легенде) основывается. Смешении, идущем еще от теософии. Соответственно, для иллюстрации эффекта нью-эйдж на психику приобщенного к нему адепта в лучшем случае подойдет классический современный «псевдодиснеевский» мультсериал с розовыми пони и бабочками (этот условный «My Little Pony» можно уподобить движению mindfulness, отсекающему все трансцендентное и добавляющему «эко-гендерную повесточку») – типичный пример ориентации на «красивость» в ущерб «возвышенному». В худшем – Свинка Пеппа, в которой уже не осталось ни красивого, ни возвышенного (тривиальные онлайн-марафоны «медитативных визуализаций» в стиле непревзойденного «мудры для дур»).    

К счастью, благодаря движению буддийского традиционализма, восстанавливающего исходные смыслы Палийского Канона, в последние годы отличие карикатурного жупела new age от аутентичного буддийского учения становится все более очевидным для мыслящих и желающих разобраться людей.


Антон Безмолитвенный, кфн