стрелка
Новости
17.05.2022 Латинская Америка поддерживает спецоперацию на Украине
17.05.2022 Вступление Финляндии и Швеции в НАТО приведет к дилемме безопасности
17.05.2022 «Поросята из Евросоюза»: европейцы предложили разграбить Украину
17.05.2022 Ще не вмерли: сдались еще 300 бойцов ВСУ, прятавшихся на "Азовстали"
16.05.2022 Чеченские подразделения уничтожили на Украине семь бойцов американского спецназа
16.05.2022 России выгодно закончить спецоперацию к осени, Европе - летом
16.05.2022 В Эстонии пройдут совместные с НАТО учения
13.05.2022 Коррупция и свои могут грохнуть: иностранные наемники жалуются на службу на Украине
13.05.2022 Постпред при НАТО Корхонен: Финляндия не видит военных угроз со стороны России
13.05.2022 Свобода слова: в Одессе началось изъятие телевизоров у недовольных властью Киева
12.05.2022 Рубль назвали самой эффективной валютой 2022 года
12.05.2022 Уже 20 европейских импортеров российского газа открыли рублевые счета в Газпромбанке
12.05.2022 Shell бы ты отсюда: "Лукойл" покупает сеть заправок покидающей российский рынок компании
11.05.2022 На Украине иностранные ПЗРК начали раздавать всем желающим
11.05.2022 Постпред Крыма предрек южным регионам Украины вхождение в состав России
11.05.2022 США проигрывают в информационной войне России
10.05.2022 МИД России высказался о возможности тактического ядерного удара по Украине
10.05.2022 На российско-финляндской границе обнаружена военная техника США и НАТО
10.05.2022 В Монголии открылся штаб по сбору гуманитарной помощи для украинцев
06.05.2022 Венгрия не поддерживает санкции против Бога и против нефти
Новости
17.05.2022 Латинская Америка поддерживает спецоперацию на Украине
17.05.2022 Вступление Финляндии и Швеции в НАТО приведет к дилемме безопасности
17.05.2022 «Поросята из Евросоюза»: европейцы предложили разграбить Украину
17.05.2022 Ще не вмерли: сдались еще 300 бойцов ВСУ, прятавшихся на "Азовстали"
16.05.2022 Чеченские подразделения уничтожили на Украине семь бойцов американского спецназа
16.05.2022 России выгодно закончить спецоперацию к осени, Европе - летом
16.05.2022 В Эстонии пройдут совместные с НАТО учения
13.05.2022 Коррупция и свои могут грохнуть: иностранные наемники жалуются на службу на Украине
13.05.2022 Постпред при НАТО Корхонен: Финляндия не видит военных угроз со стороны России
13.05.2022 Свобода слова: в Одессе началось изъятие телевизоров у недовольных властью Киева
12.05.2022 Рубль назвали самой эффективной валютой 2022 года
12.05.2022 Уже 20 европейских импортеров российского газа открыли рублевые счета в Газпромбанке
12.05.2022 Shell бы ты отсюда: "Лукойл" покупает сеть заправок покидающей российский рынок компании
11.05.2022 На Украине иностранные ПЗРК начали раздавать всем желающим
11.05.2022 Постпред Крыма предрек южным регионам Украины вхождение в состав России
11.05.2022 США проигрывают в информационной войне России
10.05.2022 МИД России высказался о возможности тактического ядерного удара по Украине
10.05.2022 На российско-финляндской границе обнаружена военная техника США и НАТО
10.05.2022 В Монголии открылся штаб по сбору гуманитарной помощи для украинцев
06.05.2022 Венгрия не поддерживает санкции против Бога и против нефти
cover image
16.04.2022
Доктрина
Азбука евразийства в вопросах и ответах

Доктрина евразийства набирает популярность. Евразийством интересуются и сочувствуют ему всё больше людей, особенно молодежи. Банкротство основных современных политических идеологий, таких как либерализм и узкоэтнические национализмы, заставляет обратить внимание на евразийство как течение мысли, имеющее столетнюю историю, но поражающее своей актуальностью. 


Среди основателей евразийства были выдающиеся учёные, прекрасные публицисты и политические писатели, поэтому изложить доктрину евразийства лучше, чем они, конечно, невозможно. Но прежде чем приступить к изучению трудов основоположников хорошо бы получить самые элементарные, общие представления о евразийстве. Для этого и предназначена наша «Азбука евразийства». Она построена как катехизис, то есть как вопросы и краткие ответы.  Читайте её, изучайте и если идеи евразийства вас привлекут, то переходите к чтению трудов классиков: Савицкого, Трубецкого, Карсавина, а также современных евразийцев. 



Часть 1

История евразийства


Что такое евразийство? 

Евразийство – это междицисплинарное учение, которое провозглашает: народы географического пространства СССР (в его границах до 1939 года) несмотря на языковые, религиозные, культурные различия, составляют одну цивилизацию, отличную от Европы и от Азии. Это пространство евразийство называет Евразией (в специфичном, не в обычном  географическом смысле), а цивилизацию – евразийской. 


Когда оно возникло? 


Евразийство как учение возникло в 1921 году, когда в Софии - столице Болгарии, вышел сборник «Исход к Евразии», написанный и изданный русскими учеными-эмигрантами, назвавшими себя евразийцами.


Евразийство как организация возникло в 1926 году, когда в Праге прошёл первый съезд («курултай») евразийских организаций и создан руководящий орган евразийского движения – Совет Евразийства. Тогда же был выпущен первый коллективный манифест – «Евразийство (опыт систематического изложения)».


В 1931 году в Брюсселе была учреждена «Евразийская партия», в 1932 году была опубликована её Декларация. Партия  просуществовала до конца 1930-х годов. Её наследницей стало «Русское эмигрантское оборонческое движение», объединившие эмигрантов – борцов с нацизмом.

   

В 1990-е-2000-е годы в постсоветской России появилось множество разных организаций, декларирующих свою преемственность с классическим евразийством. 


Кто создал евразийство? Кто были представители классического евразийства?


Главными идеологами классического евразийства и руководителями евразийского эмигрантского движения были: филолог и культуролог князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), экономист, географ, публицист, поэт, общественный деятель, политик Петр Николаевич Савицкий (1995-1968), философ, публицист, искусствовед, музыкант Петр Петрович Сувчинский (1892-1985). 


В определенные периоды своей жизни к евразийству примыкали и внесли вклад в евразийскую теорию:  философ, историк, поэт Лев Платонович Карсавин (1882-1952), философ, критик, композитор и богослов Владимир Николаевич Ильин (1891-1974), историк, литературовед, философ Петр Михайлович Бицилли (1879-1953), филолог Роман Яковлевич Якобсон (1896-1982),  богослов и историк церкви  Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979), историк Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), историк Сергей Германович Пушкарев (1888-1984), правовед и философ права Николай Николаевич Алексеев (1879-1964), правовед и историк Мстислав Вячеславович Шахматов (1888-1943),  литературовед и критик князь Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890-1939), историк, публицист, деятель калмыцкой эмиграции Эренжен Хара-Даван (1883-1941), публицист, писатель, геополитик, философ-«фёдоровец» Константин Аркадьевич Чхеидзе (1897-1974), историк, публицист Яков Абрамович Бромберг  (1898-1948), публицист, поэт и писатель, советский разведчик Сергей Яковлевич Эфрон (1893-1941), офицер-гвардеец, политический деятель, один из членов Совета евразийства, публицист Пётр Семёнович Арапов (1897-1938), художник, график, дипломат, историк, публицист, один из организаторов «Евразийской партии» в Брюсселе в 1931 г.  Святослав-Святославович Малевский-Малевич (1905-1973).


К евразийцам были близки композиторы Прокофьев, Стравинский, Дукельский, Лурье, поэтесса Цветаева, художник Целищев. Не будет преувеличением сказать, что евразийство вобрало в себя «цвет» молодой первой русской эмиграции. 


Каковы корни евразийства в русской культуре?


Евразийство имело своих предшественников в русской философии. Прежде всего - это славянофилы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин. Первые евразийцы, подобно русским славянофилам, на первый план выдвигали религию, считали религиозность одной их характерных черт русского народа, видели в православной допетровской Руси образец православной цивилизации, критиковали Петра за агрессивный европеизм, утверждали, что его реформы привели к расколу русского народа на  западническую «верхушку» и «низы», оставшиеся верными московско-византийскому идеалу.

 

Далее, одним из своих учителей евразийцы считали неославянофила Н.Я. Данилевского, соглашаясь  ним, что единой общечеловеческой цивилизации нет, и что Россия – это не европейская страна.   Понятие историко-культурного типа, разработанное Данилевским, легло в основу центрального понятия евразийства – месторазвития.

 

Евразийцы опирались на концепцию последователя Данилевского Владимира Ивановича Ламанского, который первым выделил в материке Евразия три части - Европу, Азию и «средний мир», центр которого – Россия.

  

Евразийцы назвали своими предшественниками Ф.М. Достоевского и К.Н. Леонтьева за их признание особого значения Азии для России. В то же время Савицкий был учеником западника П.Б. Струве и перенял у него скептицизм по отношению к русской общине, либерально-консервативный идеал экономики, где сосуществуют государственная и частная собственность. В отличии от славянофилов евразийцы были государственниками, а это западническая линия в русской философии права (Б. Чичерин, П. Новгородцев). В определенном смысле в евразийстве нашли синтез славянофильская и западническая линии русской мысли.


Евразийцы имели предшественников и в области русской науки, в географии и геополитике это П.П. Семенов-Тянь-Шанский, М.Ф. фон Таубе, в сфере россиеведения – Д.И. Менделеев, в истории – В.О. Ключевский.   


Каковы основные работы классиков евразийства?


Классики евразийства выпускали совместные сборники - «Исход к Востоку» (1921), «На путях» (1922), «Евразийские временники» (1923, 1925, 1927), «Евразийский сборник» (1929), «Тридцатые годы» (1931).


Особый  интерес представляют их коллективные манифесты - «Евразийство (опыт систематического изложения)» (1926), «Евразийство (формулировка 1927 года)», Евразийство (Декларация, формулировка, тезисы) (1932).


Для тех, кого интересует евразийская теория важно ознакомиться с главными книгами классиков: П.Н. Савицкий «Россия – особый географический мир»,

Н.С. Трубецкой «Европа и человечество», «Наследие Чингисхана», «Проблема русского самосознания», Г.В. Вернадский «Начертание русской истории», «Монголы и Русь», «Ленин – красный диктатор», Н.Н. Алексеев «На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)», «Религия, право и нравственность», «Теория государства»

Э. Хара-Даван «Чингисхан как полководец». 



Часть 2

Учение евразийцев. Геополитика и историософия 


Что евразийцы понимали под Евразией?


Под Евразией евразийцы понимали не материк, тянущийся от Атлантического океана к Тихому, а месторазвитие Евразия, занимающее «сердцевину» материка.


Что такое месторазвитие?


Месторазвитие – это особый замкнутый географически-культурный, а также политико-экономический мир.  В каждом месторазвитии проходит история группы народов, связанных не родством языка или крови, а общностью исторических судеб («многонародная нация» или цивилизация)


Каковы естественные границы месторазвития Евразия?


На западе естественной границей месторазвития Евразия является «отрицательная изотерма января», то есть граница, перед которой в январе средняя температура воздуха отрицательная, а за которой – положительная. Она примерно совпадает с белорусско-польской границей. На востоке – это положительная изотерма января на границе России с Китаем.


Итак, границы месторазвития Евразия примерно совпадают с границами СССР до 1939 года. Польша, Финляндия, республики Прибалтики – это, по евразийцам, уже крайне восточные части западного, европейского месторазвития. Зато Монголия – «колыбель» империи Чингисхана – это естественная часть Евразии и монголы, родственные российским бурятам, тувинцам и калмыкам – евразийский народ. 


Каково географическое устройство месторазвития Евразия?


Месторазвитие Евразия похоже на четырехполосный флаг. С запада на восток в нем тянутся параллельные зоны тундры, леса, степи и пустыни. Поскольку тундра и пустыня слабо заселены, то главный «нерв» Евразии – взаимоотношения Леса, первоначально заселенного финнами и славянами и Степи, первоначально заселенной тюрками и монголами.  Степь выполняет в месторазвитии Евразия роль интегрирующего начала, связывающего окраины месторазвития. По выражению П.Н. Савицкого, «тот, кто владеет степью, владеет и всей Евразией».   


Какие народы входят в евразийскую цивилизацию?


В евразийскую цивилизацию входят восточные славяне (русские, украинцы и белорусы) и туранцы (финно-угры, тюрки, монгольские народы, народы Крайнего Севера). В силу сосуществования на одной территории между ним выработались механизмы взаимодействия, превратившие их в одну «многонародную нацию» или цивилизацию. Несмотря на разницу в происхождении, на разные языки и религии, можно найти переклички и в их культурах, и в их быте. Евразийцы утверждали, что между народами Евразии  имеется такой уровень дружбы и даже братания, какой невозможен между другими народами. 


Что евразийцы говорили о роли туранских народов в Евразии?


До 14 века объединителями Евразии были туранские народы,  кочевые народы Степи, после 14 века таковым стал русский народ.  В туранцах евразийцы видели предшественников русских в деле создания единого евразийского государства. Евразийцы указывали на влияние на русских со стороны монгол и татар, которое выражается в политических институтах, в языке, в бытовых особенностях. У Н.С. Трубецкого есть об этом статья под названием «О туранском элементе в русской культуре». Евразийцы отказывались считать русских европейским народом и отрицали существование панславистской культуры. Они утверждали, что татары и казахи ближе русским, чем поляки или чехи. Русские с туранцами принадлежат к одной – евразийской цивилизации.  


Почему евразийская цивилизация стремится к внутреннему объединению?

 

Мы уже говорили об общности исторических судеб и перекличках культуры евразийских народов. Но, согласно евразийцам, эти народы предопределяет к объединению сама природа Евразии. Жители Степи нуждаются в древесине и хлебе, жители лесной и лесостепной зоны – в продуктах животноводства, объединение им экономически выгодно.  Евразия меньше всего  пригодна для всякого рода сепаратизмов, – писал Савицкий. 


Каков основной закон истории Евразии?


Основной закон истории Евразии был сформулирован Г.В. Вернадским в его работе «Начертание евразийской истории». Его суть сводится к тому, что в истории Евразии чередуются периоды единства, когда существует одна большая держава (Золотая Орда, Московское царство, Российская империя, СССР), которая занимает значительную часть месторазвития  и периоды раздробленности (14-15 века, Смутное время, гражданская война 1918-1921), когда возникает система  государств, как правило, враждующих. Период единства характеризуется миром и расцветом экономики   культуры, периоды раздробленности – междоусобицами.   


Почему евразийцы считали истоком России не только Киевскую Русь, но и Золотую Орду?


Киевская Русь была небольшим околоречным государством, существовавшим в период раздробленности Евразии, начавшийся с падением держав скифов и гуннов, и закончившийся с возвышением Монгольской империи.  Россия – наследница религии Киевской Руси, православия, её духовной культуры, но никак не геополитическая наследница.  Геополитическим предшественником России могло быть лишь большое государство, соединившее Лес и Степь. Это Золотая Орда.  Впоследствии русские цари и большевики вели те же войны, что и золотордынские ханы: на Кавказе, с Западом, в Центральной Азии. Россия наследует и политическим традициям Орды. Многие институты  Московского царства (от самодержавия до ямской службы) восходят к Орде.


Евразийцы не отрицали страданий и бедствий, которые принесло на Русь монгольское нашествие. Но они подчёркивали, что Русь вошла в состав Орды как  набор враждующих феодальных княжеств. Когда же Орда пала, Москва стала превращаться в великую централизованную державу. Монголы, сами того не желая, научили русских как строить империю. Перед Русью стоял выбор между Западом и Ордой, но ордынцы, в отличие от западных рыцарей, не требовали от русских перемены веры. Вхождение в Орду сохранило русское православие – духовную основу русской культуры. 


Как евразийцы воспринимали Московскую Русь?


Евразиец Н.С. Трубецкой предложил такую формулировку: в 14 веке ханская ставка переехала в Москву. В Московском царстве евразийцы видели образец  многонационального евразийского государства. Они подчеркивали роль служилых татар при строительстве московского государства.  В него входили  татарские автономии, такие как Касимовское ханство. Чингизиды пользовались большим уважением в среде русской аристократии. В те времена «в Кремле звучала татарская речь» - писал П.Н. Савицкий.   


Как евразийцы относились к Петру Первому и Петербургской империи?


В Петре Первом евразийцы, подобно славянофилам, видели роковую фигуру российской истории. Его низкопоклонничество перед Европой нанесло огромный вред русской культуре, прервало её органическое развитие.

 

Петр дал стране армию и флот, национальную безопасность, но лишил духовных основ,  собственных традиций, внутренней культурной цельности. Реформы Петра разделили российское общество на  высшие сословия, поверхностно усвоившие европейские ценности, и низы, сохранившие верность исконной византийско-московской культуре, но утратившие своих духовных лидеров. Упразднение патриаршества и подчинение церкви государству было ещё одним ударом по русской культуре. Кроме того, в послепетровскую эпоху  русские администраторы переняли у европейцев колониалистское   восприятие других народов как дикарей и варваров. Это разрушило евразийское братство, которое сложилось в московский период. Наконец, стремление стать европейцами, заставляло Россию постоянно ввязываться в европейские конфликты, на что Европа ответила  презрительной русофобией.

 

Н.С. Трубецкой называл период Петербургской  империи  романо-германским игом и говорил, что оно принесло России куда меньше пользы, чем иго монгольское. 


Как евразийцы расценивали Октябрьскую революцию?


К Октябрьской революции и советскому государству евразийцы относились двояко. С одной стороны, они отвергали коммунизм, считая его безбожной и западнической идеологией. С другой стороны, они считали, что революция была не результатом заговора или интриг иностранных держав (как считали многие в эмиграции), она имела объективные причины. Это был ответ народа на реформы Петра, стремление свергнуть европеизированные оторвавшиеся от почвы высшие слои. Беда революции была в том, что народ не имел  своей собственной народной, связанной с почвой интеллигенции, что революцию возглавили ещё худшие западники – интернационал-марксисты. Они навязали стране чуждую западническую модель  социализма. Вместе с тем, наряду с западническим, был и «народный большевизм», идущий снизу. В нём евразийцы видели здоровую силу. Советы, федерализм, государственно-частную систему НЭПа, модель идеократической партии – всё это евразийцы приветствовали как творчество народа. Они только считали, что всё это нужно наполнить новой евразийской идеологией. 


Больше всего евразийцы критиковали антирелигиозный настрой большевистского государства, поскольку считали атеизм принадлежностью антинациональной интеллигенции и видели в религиозности одну из характерных черт евразийских народов. 


Евразийцы предсказывали что власть Компартии когда-нибудь рухнет (правда, они считали, это произойдет в конце 1920-х, а не в конце 1980-х), в СССР придут к власти марионетки  Запада – либералы и антирусские националисты, они разрушат СССР (Россию-Евразию) и превратят его обломки в протектораты Запада. Так оно и произошло в 1990-е.

 

Вместе с тем евразийцы верили, что по закону евразийской истории, после периода раздробленности и вражды националистических государств-обломков сверхдержавы, Евразия снова возродится. 



Часть 3

Евразийская критика европоцентризма


Что такое европоцентризм (западоцентризм)?


Европоцентризм (западоцентризм) – это мировоззрение, согласно которому современная Европа (Запад, включая США) является высшей культурой и цивилизацией, а все остальные стоят ниже. Если незападные культуры хотят идти по пути прогресса, они должны перенимать и копировать все достижения Запада. История – это якобы эволюция от диких и варварских обществ к обществу глобальной «цивилизации», которое в общих чертах повторяет культуру модернистского Запада.  Таково кредо евпропоцентризма (западоцентризма).


Почему европоцентристы считают Запад высшей цивилизацией? Каковы их главные аргументы? 


Европоцентристы утверждают, что Запад оказался сильней всех остальных цивилизаций, он подчинил их себе при помощи военной и экономической силы и поэтому все должны признать его наивысшей цивилизацией. Также европоцентристы считают, что западная культура может рассчитывать на статус наиболее высокой и общемировой, потому что она превзошла все остальные в развитии науки и техники.


Как евразийцы отвечают на эти аргументы?

 

Подробный обзор контраргументов евразийцев на доводы западоцентризма содержится в книге Н.С. Трубецкого «Европа и человечество». На приведенные два аргумента Трубецкой отвечает так:


  1. В истории часто бывает так, что культуры, которые европейцы считают стоящими ниже, чем западная, тем не менее сокрушали государства «цивилизованных» народов Запада. Так, «варвары-германцы» победили Римскую империю. Поэтому из победы европейцев над остальными цивилизациями мира вовсе не проистекает то, что Запад выше побежденных цивилизаций

  2. Наукой и техникой не исчерпывается вся культура. Западные ученые сами признают, что цивилизация может быть высокоразвита технически, но быть при этом примитивной в смысле духовного развития. Можно сопоставлять развитие техники, но в области духа сложно выносить однозначные суждения о том, что выше и что ниже.  


Итак, евразийцы считали безосновательными претензии Запада на то, что его культура высшая и должна быть перенятой, скопированной всеми другими народами мира. Евразийцы называли такие претензии Запада романо-германским или западным шовинизмом. 


Согласны ли евразийцы с тем, что история человечества представляет собой прогресс?

 

Нет, евразийцы не согласны с этим базовым положением европоцентризма.  По евразийцам, нет никакого единого человечества, которое развивалось бы прогрессивно. Существует множество разных цивилизаций, каждая из которых имеет свой путь развития (причем одни прогрессируют, другие вырождаются, третьи могут веками «стоять на месте»). 


Какова точка зрения евразийцев на отношения между культурами и цивилизациями?


Евразийцы считают, что все культуры и цивилизации равноценны, ни одна не может заявлять, что она во всём выше других и должна быть для них образцом для подражания и все они должны уважать другие цивилизации и народы и признавать их права. 


Является ли западная культура общечеловеческой?

 

Нет, западная культура не может считаться общечеловеческой. Её ценности   были порождены в ходе развития западных народов с их специфическим менталитетом. Западные ценности так же не универсальны, как ценности культуры арабской, китайской, полинезийской, русской, монгольской цивилизаций, и одни не лучше и не хуже других. 


Ни одна незападная культура не может породить такие же в точности ценности, какие породили народы Запада,  или перенять западные ценности и развивать их как родные, собственные.


Что происходит с народом, который начинает перенимать и копировать западную культуру, посчитав ее высшей, «общечеловеческой»? 


Такой народ заболевает комплексом национальной неполноценности. Он начинает воспринимать свои собственные ценности как отсталые, а западные как передовые. Он пытается перестроить свою жизнь во всех отношениях, от языка до политических институтов, по западным образцам. У него это неизбежно получается плохо, потому что органично развивать западные ценности могут только сами люди Запада. Подражая Западу, такой народ постоянно от него отстает и попадает от него в зависимость.  


В чем, согласно евразийцам, состоит долг интеллигенции каждого народа?

 

Каждый народ, культура и цивилизация достойны того, чтоб существовать и свободно развиваться. Долг интеллигенции каждого народа – избавиться от западоцентризма, изучать, познавать свою культуру, вырабатывать подходящие  своему народу и цивилизации формы экономики, культуры, политики.  


Но разве идти своим путем для народа – это не идти путем национализма? Как евразийцы расценивают национализм?


К сожалению, до сих пор существовали только формы ложного национализма. Под названием национализма у нас распространена доктрина, которая навязывает всем народам формы западной культуры и цивилизации. Националист незападного этноса говорит красивые слова о самобытности своего народа, а потом предлагает ему перенять у Запада все формы политики и экономики -  национальное государство, капитализм, культуру потребления, поп-музыку и т.д. В сущности, от национально-самобытного националист предлагает оставить лишь язык (отсюда такая зацикленность националистов на языковом вопросе).


Евразийцы противопоставляют ложному истинный национализм. Он в том, чтоб развивать свою культуру и в том, чтоб  выйти за пределы узкого этнического национализма, осознать связь народов одной цивилизации, находящейся в одном месторазвитии. 


Национализму противопоставляют космополитизм. Как евразийцы расценивают космополитизм?


Евразийцы считают космополитизм разновидностью романо-германского шовинизма. Космополиты говорят о том, что все культуры и цивилизации сольются в одну, общепланетарную, общечеловеческую. В связи с этим они отрицают патриотизм и объявляют, что человек может свободно выбирать себе язык, культуру, место жительства, независимо от того, где он родился.  Однако если их спросить, как они представляют себе эту общепланетарную культуру, выяснится, что они представляют её наподобие современной западной (многие даже верят, что английский будет языком всей Земли, а центром мира станет Северная Америка). Таким образом, заключает Трубецкой, есть западники (германофилы, франкофилы, англофилы), а космополиты из среды незападных народов – сторонники общезападного национализма и шовинизма. 


Какова по евразийству задача незападных стран и цивилизаций?


Задача незападных народов и цивилизаций – объединиться и сбросить политическое, экономическое и культурное ярмо Запада. Решающую роль в этом может и должна сыграть Россия-Евразия. 



Часть 4

Политический и экономический идеалы евразийства


Предлагали ли евразийцы универсальный политико-экономический идеал?


Евразийцы не предлагали идеала для всех цивилизаций мира, ибо считали, что это нелепо.  Каждая цивилизация сама должна выработать свой идеал для себя. Все помыслы евразийцев были о России-Евразии. 


Политическим и экономическим идеалом для Евразии они считали идеократическое, демотическое, гарантийное, федеративное государство с автаркийной, государственно-частной экономикой, основанной на функциональной собственности.


Что такое идеократия?

 

Идеократия – это такое устройство государства, при котором все стороны жизни государства и общества подчинены воплощению идеи-правительницы. Но идеократию следует отличать от тоталитаризма. Первая в отличие от последнего не исключает свободы слова, дискуссий, обсуждений тех или иных вариантов докстрины без опаски подвергнуться за это репрессиям.  Создание и совершенствование идеи-правительницы – задача национальной интеллигенции. Идеократический принцип лежит  в основе правящего отбора. 


Евразийцы различали истинную и ложную идеократию. Ложные идеократии – режимы Италии и СССР 1920-х годов, идеи-правительницы которых абсолютизировали либо нацию с государством, либо пролетариат.  Истинная идеократия – евразийство, потому что оно опирается на религиозные принципы. 


Какова должна быть доктрина для Евразии? Какая роль в ней отводится религии? 


Органичная идея Евразии – евразийство. Оно не абсолютизирует один из социальных слоев (например, как большевизм - пролетариат) или один из народов (как узкоэтнический национализм). Евразийство опирается на религию (русское – на православие, евразийство других народов России -  на их религии), ведь одна из особенностей евразийской цивилизации – религиозность, бытовое исповедничество.  


Что такое правящий отбор?


Правящий отбор – это механизм отбора людей в политико-экономическую элиту государства. Евразийцы выделяли три вида отбора: 


- аристократический

- плутократический

- идеократческий 


При аристократическом отборе люди попадают в элиту, то есть в правящий слой по принципу происхождения, при плутократическом – по принципу наличия материального богатства, при идеократическом – по принципу приверженности идее-правительнице. Последний вид отбора евразийцы считали наиболее эффективным. 


Что такое демотия?


Демотия – это соучастие народа (демоса) в своей собственной судьбе.  Евразийцы использовали этот термин в противовес слову «демократия», которым обозначают систему управления при капитализме, основанную на выборах законодателей (парламента) и президента. Евразийцы отказывались считать это истинным народоправством. Капиталистическая демократия  приводит к власти ставленников класса крупной буржуазии, она позволяет СМИ, купленным буржуазией, манипулировать  массами, она использует лоббирование, то есть давление на чиновников и депутатов со стороны буржуазии. Иначе говоря, то, что называют демократией – это плутократия, власть богатых. 


Евразийцы противопоставляют плутократии власть Советов. Советы не были придуманы коммунистами, они были порождены творчеством масс. Советы вырастают из самоуправления общины, из русских сходов и тюркских курултаев. Коммунисты, провозгласив Советскую власть, на самом деле подменили её диктатурой комитетов партии. Евразийцы предлагали сделать Россию подлинно советской. Страной должны управлять Советы – от Высшего Совета до совета дома  и совета предприятия.  Партия (конечно, Евразийская, а не Коммунистическая) должна  заниматься лишь идеологией. 

Так евразийцы представляли себе евразийскую демотию.  


Что такое гарантийное государство?


Евразиец Алексеев разработал концепцию гарантийного государства. Она является альтернативой концепции правового государства. Евразийское государство не довольствуется соблюдением норм права. Оно гарантирует своим гражданам нравственные блага. Этим оно отличается от буржуазного государства, которое  предоставляет свободу, но вместе с нею и возможность умереть от голода в случае  проигрыша в рыночной конкуренции. 


На место концепции прав человека гарантийное государство предлагает концепцию правообязанностей. Граждане должны иметь не только права, но и обязанности перед государством и объем прав должен зависеть от объема выполненных обязанностей.

  

Что такое автаркия?


В основе евразийской концепции экономики лежит идея автаркии, то есть самообеспечения. Каждое большое государство, занимающее всё месторазвитие (евразийцы называли их государства-миры, пример – нынешний Евросоюз) должно обеспечивать себя всем необходимым. Международная торговля тогда будет сведена к минимуму, капиталистический империализм и в экономической, и в политической формах исчезнет. Создание больших государств-миров как раз и имеет такой смысл, чтобы страны не были ни сырьевыми придатками, ни империалистическими хищниками.

 

Что касается России-Евразии (в границах СССР 1939 года), то она вполне обеспечена всеми необходимыми для жизни и развития ресурсами – от природных до людских.  Но полное обеспечение возможно только если в Евразии будет государственно-частная экономика.


Что такое государственно-частная экономика?


Евразийцы подвергали критике как капитализм, так и тотальный государственный социализм. Госсоциализм хорош для осуществления  масштабных проектов. В госсобственности должны быть стратегические институты экономики – железные дороги, почта, крупнейшие предприятия, месторождения. Планирование в экономике, Госплан оправдывают себя и без них не было бы советского индустриального рывка.

  

Но попытка распространить Госплан на всё, вплоть до сферы услуг, до магазинчиков, кафе, пекарен привела СССР к экономическим проблемам.  Частную инициативу тоже нельзя сбрасывать со счетов. Человек – образ Бога-Творца и существо творческое. Его  желание творить проявляется не только в области духа, но и в сфере хозяйства. Такое хозяйственное творчество человеческой личности Савицкий называл хозяйстводержавие. Идеал доброго хозяина евразийцы противопоставляли идеалу капиталистического предпринимателя. Предпринимателя заботит лишь прибыль, доброго хозяина – благо его работников и всего общества. Добрым хозяином может и должен быть не только владелец  отдельной фирмы или компании, но и глава государственного предприятия, холдинга, треста. Хозяйстводержавие – основа евразийской государственно-частной экономики. Такая экономика предполагает функциональную собственность.  


Что такое функциональная  собственность?


Функциональная собственность – это ограничение права частной собственности в интересах государства и общества. В евразийском государстве Госплан при необходимости может выдавать  директивы не только госпредприятиям, но и частным фирмам. Если владельцы таких фирм регулярно не выполняют госзаказы, срывают госплан, ставят под угрозу экономику страны, то государство может изъять у них фирмы и передать другим хозяевам на конкурсной основе или национализировать. Разумеется, речь идёт не о волюнтаристском изъятии, а о решении суда, который проводится открыто и гласно, в соответствии с законом. 


Смысл понятия «функциональная собственность» в том, что частная и личная собственность признаётся и защищается, но не абсолютизируется, поскольку интересы коллектива, и самого большого коллектива, народа, выше частного эгоистического интереса. Благополучие всего народа является самой надёжной основой для частного благополучия каждого человека и каждой семьи.  



Дорогой читатель!


Наша «Азбука евразийства» - это только введение в евразийское мировоззрение. Если евразийство вас интересует, изучайте евразийскую литературу, классическую и современную, теорию и практику. Поддерживайте и распространяйте евразийские взгляды как можно шире! Успехов вам в евразийской работе!


Рустем Вахитов