стрелка
Новости
29.09.2022 Официальное заявление Движения "Новая Евразия" по поводу референдумов
29.09.2022 Протестующие в Чехии потребовали прямых соглашений с Россией о поставках газа
29.09.2022 Беспорядки в Дагестане провоцируют спецслужбы Украины
29.09.2022 Китайский аналитик предположил, кто мог стоять за терактами на "Северных потоках"
29.09.2022 Папа Римский назвал Запад "самым большим кладбищем человечества"
28.09.2022 В Минобороны объяснили почему российские беспилотники не участвуют в СВО, а вместо них используют любительские квадрокоптеры
28.09.2022 "Демократия больше не считается": США не запретят Украине применять западное оружие там, где шли референдумы
28.09.2022 Опубликованы первые итоги референдумов на участках в России
28.09.2022 Россия подписала соглашение о развитии сотрудничества в области туризма в рамках ШОС
28.09.2022 "В России мобилизовали холод": Украинские военные пожаловались на нехватку зимней экипировки
27.09.2022 Шведский сейсмоцентр сообщил о подводных взрывах в районе утечек на "Северном потоке"
27.09.2022 "И все на пособии": население Германии увеличилось до 84 миллионов человек за счет украинцев
26.09.2022 Три тысячи человек вышли на митинг Германии, требуя нормализации отношений с Россией и запуска "Северных потоков"
26.09.2022 Глава МИД Венгрии Сийярто констатировал полный провал санкционной политики ЕС
26.09.2022 ЦИК ДНР и ЛНР признали референдумы по вхождению в состав России состоявшимися
26.09.2022 "Посыпались": на выборах в парламент Италии побеждает умеренная правоцентристской коалиции
26.09.2022 Российские ученые создают технологии управления погодой
23.09.2022 Экс-советник президента США Рейгана Бэндоу призвал не пускать Украину в НАТО
23.09.2022 Минобороны назвало приоритетные для мобилизации военные специальности
23.09.2022 В Госдуме предложили провести в РФ «культурную мобилизацию»
Новости
29.09.2022 Официальное заявление Движения "Новая Евразия" по поводу референдумов
29.09.2022 Протестующие в Чехии потребовали прямых соглашений с Россией о поставках газа
29.09.2022 Беспорядки в Дагестане провоцируют спецслужбы Украины
29.09.2022 Китайский аналитик предположил, кто мог стоять за терактами на "Северных потоках"
29.09.2022 Папа Римский назвал Запад "самым большим кладбищем человечества"
28.09.2022 В Минобороны объяснили почему российские беспилотники не участвуют в СВО, а вместо них используют любительские квадрокоптеры
28.09.2022 "Демократия больше не считается": США не запретят Украине применять западное оружие там, где шли референдумы
28.09.2022 Опубликованы первые итоги референдумов на участках в России
28.09.2022 Россия подписала соглашение о развитии сотрудничества в области туризма в рамках ШОС
28.09.2022 "В России мобилизовали холод": Украинские военные пожаловались на нехватку зимней экипировки
27.09.2022 Шведский сейсмоцентр сообщил о подводных взрывах в районе утечек на "Северном потоке"
27.09.2022 "И все на пособии": население Германии увеличилось до 84 миллионов человек за счет украинцев
26.09.2022 Три тысячи человек вышли на митинг Германии, требуя нормализации отношений с Россией и запуска "Северных потоков"
26.09.2022 Глава МИД Венгрии Сийярто констатировал полный провал санкционной политики ЕС
26.09.2022 ЦИК ДНР и ЛНР признали референдумы по вхождению в состав России состоявшимися
26.09.2022 "Посыпались": на выборах в парламент Италии побеждает умеренная правоцентристской коалиции
26.09.2022 Российские ученые создают технологии управления погодой
23.09.2022 Экс-советник президента США Рейгана Бэндоу призвал не пускать Украину в НАТО
23.09.2022 Минобороны назвало приоритетные для мобилизации военные специальности
23.09.2022 В Госдуме предложили провести в РФ «культурную мобилизацию»
cover image
31.01.2022
Доктрина
Евразийство: между православием, исламом и буддизмом

1.


Герман Садулаев опубликовал новую и очень важную статью о евразийстве. На этот раз он затронул отношения евразийцев к религии с учетом современных реалий. Вообще не может не радовать, что новое левое евразийство не просто заявило о себе (много кто уже заявлял о себе в последние лет 30 на моих глазах!), а, действительно, обрастает плотью и кровью и, главное, – развивается как идеология. Герман прав и в том, что при этом нужно умудриться пройти между Сциллой и Харибдой: не закоснеть в бесконечных повторениях тезисов евразийцев 1920-х гг., и не уйти в собственные измышления, оставив от евразийства только название (как небезызвестный господин Дугин, который выдает за неоевразийство смесь из немецкой геополитики и французского традиционализма).


Тема «Евразийство и религия» при этом напрашивается сама собой. Ещё современники евразийства столетней давности указывали на то, что это его «ахилессова пята». С одной стороны, евразийцы стремились создать идеологию, которая объединила бы все народы СССР. В противоположность марксизму эта идеология должна была опираться не на западные, а на свои собственные идеи, связанные с национальной почвой. И что немаловажно - на традиционные религии народов Евразии, ведь евразийцы подчеркивали, что одно из отличий народов России от «романо-германцев» - глубокая религиозность, вросшая в повседневность («бытовое исповедничество»). С другой стороны, теоретики того евразийства подчёркивали, что они являются православными мыслителями и что разрабатываемые ими евразийские идеи связаны с русской православной философией, в частности - с концепцией симфонической личности, уходящей корнями в философию всеединства, а также с теорией эйдосов – идеальных структур, организующих пространство и культуру, вырастающей из христианского платонизма.


Вместе с тем, общеизвестно, что среди российских тюрков, в которых евразийцы видели вторую важнейшую составляющую евразийского культурного братства, христианских народов очень мало. Здесь можно назвать разве что чувашей, якутов и крещеных татар, составляющих небольшую часть татарского народа. Большинство же тюрков - мусульмане-сунниты. Что же касается народов монгольского корня, живущих в российском месторазвитии (буряты, калмыки, тувинцы), то они - буддисты. Естественно, пропаганда единства народов России, основанная на идеологемах православной философии, не вызывала у них большого энтузиазма, хотя само по себе евразийство – как концепция равноправия российских этносов, да еще и реабилитирующая роль кочевников в истории (в которых русские националисты всегда видели лишь «варваров») не могла им не импонировать. Не случайно на рубеже 1920-1930-х к евразийскому движению примкнул калмыцкий эмигрантский историк и общественный деятель (между прочим, устроитель первого буддийского храма на территории Югославии) Эренжен Хара-Даван.


Конечно, основатели евразийства осознавали эту проблему. Они неоднократно пытались привлечь в евразийское движение представителей туранских интеллигенций, так, в 1925 году Савицкий выступал в Берлине с лекцией о кочевничестве перед эмигрантами-татарами, а в 1930-х Трубецкой хлопотал о публикации в околоевразийских изданиях статьи Ахмет-Заки Валиди – башкирско-турецкого историка, с которым он познакомился в Вене. В связи с этим евразийцы искали и идеологические компромиссы - в программных документах евразийства второй половины 19920-х гг. мы видим уже несколько смягченную позицию по поводу нехристианских конфессий Евразии. В целом же Савицкий и Трубецкой считали, что они разрабатывают русское евразийство, которое предназначено для русского народа, поэтому, естественно, его метафизический фундамент – православное мировоззрение. Задача интеллигенций других народов России-Евразии (татарской, башкирской, якутской, калмыцкой и др.) разработать свои варианты евразийства, и при этом, конечно, татарское и башкирское евразийство будет опираться на фундамент ислама, а калмыцкое и бурятское – буддизма.


Эту общую рекомендацию основателей, считаю, можно и нужно развить.


2.


Начну с того, что евразийство как мировоззрение (оставим пока в стороне политическую идеологию, связанную ним), как оно было создано основателями, представляет собой трехуровневую конструкцию.


Первый и самый широкий и общедоступный уровень – научный. Евразийство включает в себя целый ряд сугубо научных концепций и гипотез, начиная с концепций геоэкономики Савицкого и кончая теорией языкового союза Трубецкого-Якобсона. Сами по себе ни с какой религией они не связаны и вовсе не нужно быть христианином, чтобы признать правоту Савицкого, утверждавшего в статье «Континент-Океан (Россия и мировой рынок)», что континентальным державам невыгодна глобалистская капиталистическая стратегия «свободного рынка», позволяющая вырваться вперед «державам моря». То же самое можно сказать об его идее о экономической выгоде взаимоотношений народов евразийских Леса и Степи. Научное евразийство – это, повторяю, общедоступный и легко объединяющий всех уровень евразийства, и во многом благодаря тому, что он – совершенно светский. Развивать и углублять его можно и нужно интеллектуалам всех народов Евразии, причем, здесь они могут действовать сообща, а не в рамках своих собственных конфессиональных сообществ.


Второй уровень евразийства – философский. Он уже полусветский, потому что евразийцы, понятно, являются сторонниками религиозной философии. Существование атеистического, например, марксистского евразийства проблематично в силу того, что оно уж слишком противоречило бы идеалистическим эскападам отцов-основателей евразийства. Хотя в нашей жизни ничего исключать нельзя, признали же классики существование буддистского варианта евразийства, приняв в свое движение Хара-Давана, а буддисты, подобно атеистам, не верят в личностного Бога.


Я с самого начала своего пути в науке специализируюсь на русской философии и не являюсь специалистом по исламу, поэтому мне трудно сказать что-либо компетентное о перспективах «исламской философии евразийства». Но даже университетского уровня достаточно, чтобы знать, что классическая исламская философия («фальсафа») была исламизированной платоновско-аристотелевской метафизикой. Это значит, что и она включает в себя своеобразные теории эйдосов («идей» или «форм»). Вместе с тем к платонизму, только христианскому, восходит и разработанная Савицким «периодическая система сущего», согласно которой пространство и культура каждого месторазвития организованы его «ядром» – эйдосом, вложенным туда Богом, и цель интеллигенций народов месторазвития, изучая эти эйдосы, понять смысл своего предназначения. Лично я не вижу препятствий для того, чтобы обосновать эту теорию, например, философией Ибн-Сины (тем более будучи этническим таджиком, он представлял евразийский народ в исламском мире средних веков).


Кстати, точкой отсчета для мусульманского евразийства могут стать и идеи Исмаила Гаспринского – крымско-татарского, исламского деятеля начала ХХ века, который в своих трудах фактически предвосхитил евразийство (и странно, что Савицкий и Трубецкой в свое время не обратили внимание на его фигуру).


Наконец, третий уровень евразийства – богословский, который и у классиков евразийства был едва намечен. Создание богословских теорий в русле мусульманского или буддистского евразийства – настолько туманная перспектива, что ничего определённого об этом пока сказать нельзя. В то же время нельзя и отрицать возможность такой перспективы.


3.


Я не случайно говорю здесь о православии, исламе и буддизме. Герман в своей статье утверждает, что в будущем евразийском государстве религия будет отделена от государства и все религиозные организации будут равны. С первым я согласен, а со вторым – нет. Все таки православие, ислам и буддизм, а также в определенной степени иудаизм, лютеранство (как религия российских немцев) и этнические культы некоторых народов Поволжья, Сибири и Крайнего Севера – это культурообразующие конфессии для народов России-Евразии. Было бы странно если бы они рассматривались наравне с какими-нибудь культами иеговистов или мунистов. В этом смысле, думаю, полезен опыт Федеративной Республики Германия, где ни один из религиозных культов не запрещён, но государство поддерживает протестантство, католицизм и иудаизм как культы коренных народов Германии. Формы этой поддержки в случае Евразии – отдельный разговор, без знания будущей политической ситуации сейчас вести его бессмысленно.


Таковы мои соображения об отношении евразийства и религии, которые, надеюсь, станут предметом для дальнейшей дискуссии.


Рустем Вахитов