стрелка
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
cover image
27.01.2022
Доктрина
Религиозный вопрос в евразийстве

Наше новое, социалистическое евразийство, которое мы в режиме реального времени и создаём, и исповедуем, основывается на трудах классиков евразийства, таких как Пётр Савицкий, Николай Трубецкой, Георгий Флоровский и другие. Потому мы переиздали в 2022-м году три главных сборника евразийцев («Исход к Востоку», «На путях», «Евразийский Временник») в одном томе под заглавием «Евразийство». Однако мы не можем быть догматически привержены всем идеям первых евразийцев. Они творили в специфической обстановке и среде, обусловленной историческими событиями первой половины двадцатого века, и сами были людьми специфическими – эмигрантами, к тому же, в основном, белоэмигрантами. В евразийстве мы наследуем той линии, названной «левым евразийством», что признала Советский Союз воплощением евразийских перспектив и поддержала большевиков. Но не только в этом дело. В нашей настоящей ситуации мы творчески развиваем евразийство и некоторые материалы используем для того, чтобы оттолкнуться от них, полемизировать и предложить собственные решения. Вместе с тем мы не согласны, что евразийство – это «открытый код», что каждый может назвать себя евразийцем и что к евразийству можно приписать любую политическую концепцию. Нет. Чтобы считаться евразийской дискуссия должна вестись в рамках и границах евразийского дискурса, использовать принятые понятия, оптику и, на самом деле, довольно закрытый для непосвящённых евразийский код. Когда кто-то пытается взломать евразийство черносотенством, национализмом, политизированным религиозным фундаментализмом и прочими чуждыми инструментами, то евразийство как живое учение просто ускользает и оставляет в руках взломщика песок пустого имени, и не имени даже, а «бренда» - ведь именно так называется то имя, что лишено реального содержания (зато наполнено рыночными, то есть, торгашескими фантазмами).

Важным полемическим аспектом евразийской доктрины является отношение к религии как таковой и к религиям народов, населяющих Евразию. В книге второй сборника «Евразийство» религиозный вопрос представлен, в частности, очерками А. Карташёва «Реформа, реформация и исполнение Церкви» и Н. Трубецкого «Религии Индии и христианство». Пётр Савицкий в предисловии к тексту Карташёва говорит о том, что несмотря на ряд политических расхождений с автором, он чувствует правильность и схождение в вопросах богословско-идеологических. Классики евразийства относились критично к современным им католичеству, протестантизму, иудаизму, и, будучи сами глубоко религиозными людьми православного вероисповедания, именно в православии видели свет и спасение не только для русского народа, но и для всей Евразии. Николай Трубецкой пишет: «…никакой новой веры России искать нечего… восточное православие всегда было и должно оставаться тем сокровищем, которое мы должны беречь, и за дарование которого вся Русская земля ежечасно должна благодарить Всевышнего».

Статья Трубецкого критическим острием своим нацелена на теософию, тогдашнюю модную эклектическую секту, предлагавшую соединить христианство с восточными религиями, трактуемыми в духе поверхностного мистицизма. В принципе, критика оправдана. И подход Трубецкого к индийским религиям вполне научен. Но не стоит адепту одной религии применять научные методы к другим религиям, вынося свою веру за скобки рационального анализа. Как говорится, не надо кидаться камнями, когда сам живёшь в стеклянном доме. Если тот же научно-исторический метод применить к христианству, то найдёшь примерно то же, что и во всех остальных конфессиях. Трубецкой довольно забавно пишет: «…приходится признать, что значительная часть, даже большинство мистических откровений, полученных религиозными вождями разных народов земного шара, имеют сатанинское происхождение…». И «Христианин во всех эпохах религиозного развития Индии ясно чувствует дыхание сатаны». Достаётся и буддизму, который назван (конечно же) «духовным самоубийством». И исламу: «Догматика ислама оказывается бедной, плоской и банальной; мораль – грубой и элементарной…». При этом автор проводит «сравнительное позиционирование» с христианством, которое предстаёт как единственный путь спасения.

Хорошая позиция для верующего и миссионера. Действительно, верующий не должен быть «теплохладным» и равнодушно-толерантным. Он может и должен быть убеждён в том, что его вера – единственное спасение для человечества. Иначе как он будет и верить, и проповедовать? Мы вполне понимаем религиозный пыл Трубецкого и прочих ранних евразийцев и весьма сочувственно к ним относимся, понимая, что они не хотели унизить другие конфессии, но хотели прославить свою веру и Церковь.

Но для доктрины социально-политической и культурной интеграции, каковой должно быть евразийство в наше время, такой взгляд не верен, не удобен, не приемлем. На просторах Евразии живут не только православные, но и мусульмане, и буддисты, а есть народы, сохранившие древние верования, и есть малые религиозные группы новых конфессий. Мы предлагаем считать религиозные воззрения классиков евразийства их личным делом, а в само учение православный фундаментализм инкорпорировать не считаем нужным. Наше отношение к православию таково: мы с глубоким уважением относимся к русскому православию во всех его толках, включая старообрядческие, как к важнейшей основе культуры русского народа и признаём право исповедовать православие, как и иные религии, или не исповедовать никакой.

Евразийство отделено от церкви и от любой религии. Впрочем, и от атеизма тоже. Евразийство просто не претендует на ту роль в истории и ту нишу в коллективном сознании, которые традиционно принадлежат религии. Евразийство само не является ни религией, ни квази-религиозным культом или сектой, а потому не является конкурентом никакой из конфессий. Евразийство есть учение о культурно-историческом единстве и закономерной необходимости реинтеграции народов нашего месторазвития. Евразийство, однако, не безразлично к религиям. Мы ценим и поддерживаем религиозные традиции народов Евразии: православие, ислам, буддизм и народные обычаи, восходящие к тенгреизму, шаманизму и прочим древним верованиям. Мы не считаем, что какая-то религия должна быть утверждена как общеобязательная. Мы также против деления религиозных практик на «чистые» (монотеизм, иудео-христианская традиция и пр.) и «нечистые» (так называемое «язычество» и народные культы). Свобода вероисповедания подразумевает истинную свободу, ограниченную только требованиями закона и правилами человеческого общежития в конкретной местности (где-то нормально резать барана в жертву, а где-то нет: значит, там и не надо этого делать). Мы не берём на себя ответственность говорить людям, во что им верить и какие обряды соблюдать. Мы за дружбу народов, мир и согласие во всём. А согласие может быть основано только на взаимном уважении. А не на диктате и не на дискриминации.

В Евразийском Союзе не должны быть дискриминированы никакие религиозные группы, включая меньшинства. Никого нельзя принуждать стать христианином или мусульманином. Если человек тенгрианец он не должен быть дискриминирован. Нельзя запрещать буддизм, индуизм, а также иные конфессии христианства кроме православия. Люди должны иметь право совершать свои обряды, однако в соответствии с законами государства и обычаями данной местности. Обряды, которые могут шокировать большинство населения в данной местности, при условии их законности, могут совершаться непублично. Свобода означает также что человек волен не присоединяться ни к какой конфессии, быть агностиком или атеистом, и это тоже не должно быть поводом для дискриминации. Никакое вероисповедание не должно вводиться принудительно. И религиозное образование может быть только добровольным и конфессиональным, не в государственных школах и ВУЗах.

Должна ли быть запрещена проповедь религиозной исключительности? Нет, это часть проповеди в любой конфессии. Все священные писания мира начинаются и заканчиваются словами о своей исключительности. Каждый миссионер будет доказывать, что только его церковь ведёт к спасению. Но должны быть запрещены призывы к дискриминации по религиозному признаку, оскорбления и унижения по признаку принадлежности к какой-то религии или непринадлежности ни к какой. Запрещено разжигать вражду.

Такова наша позиция в религиозном вопросе, позиция нового социалистического евразийства, которая в букве отлична от статей классиков-евразийцев, но в духе едина с ними, так как едина цель – дружба и воссоединение народов в священном Евразийском Союзе.

Герман Садулаев

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив