стрелка
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
cover image
10.10.2022
Доктрина
Реабилитация культур кочевников русскими евразийцами 20-х – 30-х г.г. (часть III)

Монгольское влияние на Русь


Монголы создали служилую идеократию – оригинальную модель государства, которого не знали ни Европа, ни дотатарская Русь. Евразиец Н.С. Трубецкой характеризовал её следующим образом: «… власть правителя должна была опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не на какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей. Высшие посты могли заниматься не только аристократами, но и выходцами из низших слоев народа; правители принадлежали не все к одному народу, а к разным монгольским и тюрко-татарским племенам и исповедовали разные религии. Но важно было, чтобы все они по своему личному характеру и образу мысли принадлежали к одному и тому же психологическому типу, обрисованному выше». Это был тип, который монголы называли «люди длинной воли» - честные, преданные своему владыке и своему религиозному идеалу, храбрые воины. Те же, кто стремился к обогащению и к удовольствиям и боялся пожертвовать собой ради государя, «люди короткой воли», ни в коем случае не допускались до системы управления. В этом смысле монгольское государство и было властью идеи – образа  наилучшего воина, идеократией.


Евразийцы указывали, что эта модель государства, созданная гением и политической волей монголов,  оказалась оптимальной для нашего географически-климатического и геополитического ареала («месторазвития»). В условиях суровых природных факторов и постоянного агрессивного окружения иначе кроме как при помощи сильного государства с  организующей идеей управлять и нельзя. Недаром служилая идеократия в той или иной форме неизменно воспроизводилась в русской истории вплоть до эпохи СССР.


Другое высокое достижение политического творчества монголов – такая модель отношений между монголами и другими народами, входившими в их империю,  которая предполагала широкие права этих народов и в этом плане была своеобразным предвосхищением  идей федерализма – конечно, не в европейском, а в специфически евразийском их варианте. Евразийцы указывали, что монголы, жестоко подавлявшие  любое проявление нелояльности к ханской власти, не говоря уже о сопротивлении ей,  во всем остальном предоставляли другим народам жить привычной им жизнью и не навязывали им своих традиций и ценностных ориентаций. Евразийский историк Г.В. Вернадский писал: «Эта империя (монгольская – Р.В.) не мешала внутренней культурной жизни своих частей – в том числе и Земли Русской». Именно поэтому русский князь Александр Невский и предпочел Орду германском  рыцарям, ведь западные рыцари стремились трансформировать, подменить саму идеологическую матрицу жизнеустройства русских, обратить православную Русь в католичество, а монголы довольствовали данью и политическим подчинением. Г.В. Вернадский называл этот  выбор Александра Невского его вторым подвигом, спасшим Русь от  исчезновения как самобытной культуры, но в отличие от первого его подвига – победы над рыцарями  на льду Чудского озера – это был подвиг мудрого смирения в ожидании грядущей славы. 


Необходимо отметить и уникальную для той эпохи веротерпимость монгольской империи, о которой одними из первых стали писать также русские евразийцы. В  монголосфере в самый разгар средневековья мирно уживались тенгрианство, буддизм, ислам и христианство в различных своих вариациях. По традиции, созданной еще Чингисханом, представитель элиты монгольского государства должен был исповедовать какую-либо религию. Но при этом не  имело значения, что это за религия: государство монгол брало под свое покровительство все вероисповедания. Главным было, чтоб наличествовала  религиозность человека как таковая: «государственно важно было для Чингис-хана, чтобы его верноподданные так или иначе живо ощущали бы свою подчиненность Высшему Существу, т.е. чтоб они были религиозны, независимо от исповедываемой ими религии». Сами монголы вплоть до хана Узбека в большинстве своем были язычники-тенгрианцы, но среди покоренных ими народов были и христиане, и мусульмане, и буддисты. Более того, «Яса» - главный закон Чингисхана - требовала смертной казни для всякого, кто оскорбит священника какой-либо религии, даже если этот преступник – монгол, а священник принадлежит к покоренному народу. 


Монголы не  облагали религиозные организации налогом (так Русская Православная церковь не платила ясак в монгольский период). В Сарае, столице Орды были храмы самых разных исповеданий, в том числе и отдельная, «Сарская» епархия Русской православной церкви, а в окружении сарайских ханов были «христианская» и «мусульманская» партии (однажды ханом Орды был христианин-несторианин - Сартак). 


Трудно не согласиться с Э. Хара-Даваном в том, что «До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингиса XIII века, Европа дошла, и то лишь относительно, в XVIII веке, - после того как она пережила Крестовые походы для массового истребления «еретиков и язычников» и после нескольких столетий, течение которых пылали костры инквизиции».  


Уместно будет сказать, что финансовая система монгольской империи была настолько совершенной и эффективной, что многие её черты впоследствии были переняты на Руси  (наиважнейшие термины хозяйственно-финансового лексикона русского языка монгольского или  тюркского происхождения – деньги, алтын, таможня, казна). Монголы также создали  одну из лучших для своего времени почтовых служб – ямскую, суть функционирования которой в том, что вдоль дорог создавались станции, где можно было менять уставших лошадей на новых, отдохнувших. Эта система осталась существовать на Руси и после монгольского владычества и просуществовала вплоть до появления железнодорожного и автомобильного сообщения.


И, конечно, Россия стала геополитической наследницей Орды, собрав после распада монгольского государства, его земли под своим началом. 


Влияние монголов на Русь было столь велико, что евразиец Н.С. Трубецкой  написал однажды, что  в 14 веке ханская ставка просто переехала в Москву. Признать это мешают только западоцентричные номадофобские стереотипы, которые до сих пор бытуют среди славян.  Римляне в области философии и литературы были эпигонами греков, зато они создали непобедимую армию, могучую империю и столь совершенную систему права, что она пережила народ, её сотворивший и ими восхищается весь западный мир.  Монголы в этом смысле не уступали римлянам и тот факт, что гордый народ фасции и орла повсеместно признается культурным, а не менее гордый и храбрый народ Ясы  и кречета – варварским, по мнению евразийцев лишь следствие ксенофобского восприятия истории, которое основывается на ошибочной концепции «исторических» и «неисторических» народов.


Рустем Вахитов