стрелка
Новости
17.05.2022 Ще не вмерли: сдались еще 300 бойцов ВСУ, прятавшихся на "Азовстали"
16.05.2022 Чеченские подразделения уничтожили на Украине семь бойцов американского спецназа
16.05.2022 России выгодно закончить спецоперацию к осени, Европе - летом
16.05.2022 В Эстонии пройдут совместные с НАТО учения
13.05.2022 Коррупция и свои могут грохнуть: иностранные наемники жалуются на службу на Украине
13.05.2022 Постпред при НАТО Корхонен: Финляндия не видит военных угроз со стороны России
13.05.2022 Свобода слова: в Одессе началось изъятие телевизоров у недовольных властью Киева
12.05.2022 Рубль назвали самой эффективной валютой 2022 года
12.05.2022 Уже 20 европейских импортеров российского газа открыли рублевые счета в Газпромбанке
12.05.2022 Shell бы ты отсюда: "Лукойл" покупает сеть заправок покидающей российский рынок компании
11.05.2022 На Украине иностранные ПЗРК начали раздавать всем желающим
11.05.2022 Постпред Крыма предрек южным регионам Украины вхождение в состав России
11.05.2022 США проигрывают в информационной войне России
10.05.2022 МИД России высказался о возможности тактического ядерного удара по Украине
10.05.2022 На российско-финляндской границе обнаружена военная техника США и НАТО
10.05.2022 В Монголии открылся штаб по сбору гуманитарной помощи для украинцев
06.05.2022 Венгрия не поддерживает санкции против Бога и против нефти
06.05.2022 Странам стоит выйти из ЕС, чтобы сохранить суверенитет - считает спикер Госдумы
06.05.2022 Президент Дуда решил стереть границы между Польшей и Украиной
05.05.2022 Украина пыталась изменить отношение Польши к Волынской резне
Новости
17.05.2022 Ще не вмерли: сдались еще 300 бойцов ВСУ, прятавшихся на "Азовстали"
16.05.2022 Чеченские подразделения уничтожили на Украине семь бойцов американского спецназа
16.05.2022 России выгодно закончить спецоперацию к осени, Европе - летом
16.05.2022 В Эстонии пройдут совместные с НАТО учения
13.05.2022 Коррупция и свои могут грохнуть: иностранные наемники жалуются на службу на Украине
13.05.2022 Постпред при НАТО Корхонен: Финляндия не видит военных угроз со стороны России
13.05.2022 Свобода слова: в Одессе началось изъятие телевизоров у недовольных властью Киева
12.05.2022 Рубль назвали самой эффективной валютой 2022 года
12.05.2022 Уже 20 европейских импортеров российского газа открыли рублевые счета в Газпромбанке
12.05.2022 Shell бы ты отсюда: "Лукойл" покупает сеть заправок покидающей российский рынок компании
11.05.2022 На Украине иностранные ПЗРК начали раздавать всем желающим
11.05.2022 Постпред Крыма предрек южным регионам Украины вхождение в состав России
11.05.2022 США проигрывают в информационной войне России
10.05.2022 МИД России высказался о возможности тактического ядерного удара по Украине
10.05.2022 На российско-финляндской границе обнаружена военная техника США и НАТО
10.05.2022 В Монголии открылся штаб по сбору гуманитарной помощи для украинцев
06.05.2022 Венгрия не поддерживает санкции против Бога и против нефти
06.05.2022 Странам стоит выйти из ЕС, чтобы сохранить суверенитет - считает спикер Госдумы
06.05.2022 Президент Дуда решил стереть границы между Польшей и Украиной
05.05.2022 Украина пыталась изменить отношение Польши к Волынской резне
cover image
21.10.2021
Доктрина
Русские: земледельцы или кочевники?

Еще в стародавние времена на Западе возник черный миф о «диких кочевниках» – антиподах высококультурных оседлых земледельцев и горожан-ремесленников (странный для христиан, поскольку в Библии скотовод Авель – положительный персонаж, а строитель городов Каин – отрицательный). В эпоху петровской и послепетровской модернизации русские, переодевшись в иностранные костюмы, переняли этот миф вместе с грузом знаний европейского Просвещения. Российские интеллигенты-западники внушили своему народу, что русские люди – это европейские оседлые земледельцы, ничем в этом смысле не отличающиеся от народов западной цивилизации – немцев, французов, испанцев, англичан. Коренные же кочевые народы «российского мира», давно уже побратавшиеся со своими русскими соседями, изображались как «варвары», не знающие благ «цивилизации» и во всем противоположные «культурным европейцам-русским».

Диссонансом этому звучали лишь слова отдельных приметливых русских писателей и философов от С. Т. Аксакова до А. М. Горького и Н. А. Бердяева, которые указывали на «кочевые инстинкты» самих русских, «охоту к перемене мест», склонность к странничеству как в прямом, буквальном смысле, так и в смысле духовном, то есть к поискам «вечных идеалов», нравственной правды, совершенной красоты. В начале ХХ века в эмиграции появилась евразийская школа русской общественно-политической мысли, теоретики которой – Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский и др. предложили русским совсем другую цивилизационную самоидентификацию. Они доказывали, что русская культура не европейская и не азиатская, а синтетическая, евразийская. Евразийцы считали, что русское мировоззрение имеет много общих черт с мировоззрениями и ценностями туранских народов Северной Евразии (в которых евразийцы видели вовсе не «дикарей», а представителей своеобычных культур, не менее интересных и глубоких, чем западная, и своего рода «братьев» русских).

Конечно, большинство представителей российской интеллигенции – и западнической, и славянофильской, восприняло эти тезисы евразийской культурологии как «скандальные», «возмутительные», «не соответствующие действительности». Несмотря на то, что евразийцы провели глубокое исследование традиций русской политики, указав на ее корни в политической практике Золотой Орды, произвели анализ русского и тюркских языков, феноменов духовной культуры, и слева и справа на них сыпались и сыплются обвинения в излишней экстравагантности. И западники, и славянофилы в качестве «неопровержимого аргумента» европейского и очевидного характера русских любят указывать на то, что русские вплоть до эпохи советской индустриализации были все же народом крестьян, как и другие народы Европы, а что, мол, общего может быть между оседлыми земледельцами и их «извечными врагами» – кочевниками?

Вместе с тем, именно обращение к экономической истории русского народа содержит в себе самое яркое подтверждение правильности евразийской характеристики «русской цивилизации». В. О. Ключевский в своем «Курсе русской истории» отводил целую главу зарождению и формированию великороссов. Произошло оно в XII-XIII веках, когда переселенцы из Киевской Руси, теснимые монголами, хлынули на северо-восток, в междуречье между Окой и Волгой. В этом месторазвитии, которое стало их «колыбелью», приспосабливаясь к новым для них географическим и климатическим условиям, испытывая влияние соседних народов финно-угорского и тюркского корня, восточнославянские переселенцы, сохранив прежнюю религию, преемственность с культурой и языком древнего Киева, стали все же несколько другим народом (подобно тому, как английские переселенцы, переселившись за океан, вскоре стали не англичанами, а американцами). Этот другой народ, собственно, и есть современные русские (которых во времена Ключевского именовали великороссами). Самое любопытное, что, по мнению отечественного историка, черты характера этого нового народа определил новый тип хозяйствования – подсечно-огненное земледелие. Новая родина переселенцев представляла собой лесистую местность, где заниматься земледелием – их обычным видом материального производства – было затруднительно. Великороссы стали выжигать леса, засеивать выжженную землю, которую щедро удобряли золой, и снимать урожаи вплоть до истощения участка. Потом его бросали и переходили на другой участок, где повторялся тот же цикл. Такого рода хозяйствование, которое Ключевский назвал «кочевым земледелием», действительно, развивало в людях черты, сближающие их с мировоззрением кочевников – ослабленное чувство частной собственности, равнодушие к комфорту, нежелание укореняться в одном месте, обустраиваться, копить материальные богатства, приводить в порядок свое хозяйство, ведь участок земли, принадлежащей семье, все равно надо будет оставить через несколько лет.

"Итак, евразийцы утверждали, что духовная культура русских являет собой середину между европейской и азиатской. Русские, в отличие от европейцев, – не стяжатели и не мещане, и поэтому европейцам они кажутся азиатами. Но в отличие от азиатов русские ценят личностное начало, хоть они и не гипертрофируют его, и связывают его с родом, народом, государством.Однако общество представляет собой целостное образование, духовная культура в нем тесно связана с материальной, и по-своему каждая воспроизводит одну и ту же матрицу. В этом – непреходящая правда марксизма, даже если мы и не согласимся с его утверждением о примате материального. Как видим, с точки зрения материального производства русские со времен своего возникновения как самобытного этноса занимали срединную позицию между оседлыми крестьянскими народами Западной и зарубежной Восточной Европы и кочевниками и полукочевниками Турана. Русские в период своего исторического детства были земледельцами, но своеобразными, кочевыми.

На это можно возразить, что с тех пор прошло много веков и что теперь материальное производство русских сильно отличается от кочевого земледелия их предков. Это, конечно, так, но материальное производство современных американцев тоже сильно отличается от жизни «покорителей Дикого Запада», «героев фронтира». Тем не менее, система ценностей, сложившаяся во времена покорения фронтира, предполагающая активность, целеустремлённость, пиетет перед техникой и денежным успехом, умение постоять за себя, стремление решать свои проблемы без помощи государства, сохранилась. Мне вообще кажется, что характер этноса, его ценности, мировоззрение, поведенческие стереотипы формируются, как и характер человека, в эпоху «детства». Для великороссов это XII-XIV вв., когда их предки осваивали леса волго-окского междуречья.

"Своеобразный кочевой дух этого изначально европейского народа – причина и того, что великороссы затем, с XV века смогли заменить тюрков в роли народа – собирателя ордынских земель (ведь обычно такую интегративную функцию выполняют именно кочевые народы). В советские времена русские снова легко стали уже неономадами – народом инженеров, врачей, учителей, вузовских педагогов – «прогрессоров Евразии», которых партия и государство посылали в самые дальние уголки «красной Евразии» обучать детишек таджиков и литовцев русскому языку, математике и политэкономии, возводить заводы, строить ГЭС и лечить людей. Современный философ-неоевразиец Павел Зарифуллин пророчествует о космическом номадизме русских. Что ж, такие они и есть – потомки кочевых земледельцев, вечные странники и искатели идеала евразийцы-великороссы!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив