стрелка
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
Новости
28.10.2022 "Tshemodan, wokzal, Ukrayna": украинским беженцам дали месяц на выселение
28.10.2022 Депутат Госдумы Шеремет посоветовал президенту Украины подумать о бегстве
28.10.2022 Госдума приняла в I чтении проект о запрете пропаганды ЛГБТ
26.10.2022 Al Mayadeen: размещение в Румынии дивизии "Крикливые орлы" говорит о начале третьей мировой
26.10.2022 Реакция США подтверждает опасения по «грязной бомбе».
25.10.2022 "Передумали!": шесть стран Евросоюза в июле нарастили экспорт товаров в Россию
25.10.2022 Пророссийское подполье Николаева получило оружие от сторонников в ВСУ
25.10.2022 В Румынии начались массовые митинги против военной помощи Киеву
25.10.2022 В ФРГ на протесты против энергетической политики вышли более 7 тыс. человек
24.10.2022 Российский торговый флот переориентируется на восток
24.10.2022 КНДР открыла огонь в ответ на стрельбу Южной Кореи
24.10.2022 Товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5 процента
24.10.2022 Немецкие ученые заявили, что доказали лабораторное происхождение коронавируса
21.10.2022 "Овощ победил": шутку высоко оценили жители Великобритании, Илон Маск и Дмитрий Медведев
21.10.2022 Отставка Трасс показала, что старая западная демократия не может решить новые проблемы
21.10.2022 Суд в Петербурге признал блокаду Ленинграда военным преступлением и геноцидом
21.10.2022 "Нытики и попрошайки": немцы рано обрадовались отставке Мельника с поста посла Украины
20.10.2022 Из курсантов в новые скифы: на берегах Волги прошел историко-патриотический лагерь
20.10.2022 В Астрахани был создан Международный проектный офис
20.10.2022 Стремоусов рассказал о планах освободить Николаевскую, Одесскую и Днепропетровскую области
cover image
07.11.2022
Дискуссии
Стыдно быть русским: прикладная феноменология

«Мне стыдно быть русским. Ничего больше не хочу иметь общего с этой страной, с этими людьми и их языком. Думать и действовать как иностранец мне теперь однозначно комфортнее и проще. Хочу начать все с нуля и жить в модусе tabula rasa. Принадлежность была ошибкой. Я уезжаю».


Некоторые граждане сейчас оказались в маркированной выше ситуации чужака. Это не просто ценностный вакуум или культурная аномия. Это разлом, дребезжание собственных, сложившихся ранее «культурных образцов (patterns)» – совокупностей традиций, обычаев, этикета, ценностей, манер, привычек, законов и др. Такие образцы определяют модели интерпретации социального мира и схемы самовыражения человека в нем. А тут ещё нужно освоить культурные образцы новых, неродных сообществ. Ситуация малоприятная. Вот как её описывает феноменолог Альфред Шюц:


«…культурный образец неродной группы является для чужака не уютным убежищем, а полем приключений, не самоочевидной данностью, а проблематичной темой исследования, не инструментом разрешения проблематичных ситуаций, а самой настоящей проблематичной ситуацией, с которой ему нелегко совладать». Часто «чужака упрекают в неблагодарности, поскольку он отказывается признать, что предлагаемый культурный образец дарит ему кров и защиту. Однако эти люди не понимают, что чужак, пребывающий в состоянии перехода, вообще не воспринимает этот образец как кров, да ещё дающий защиту; для него это лабиринт, в котором он потерял всякое чувство ориентации».


Но жить как-то надо. Чтобы запустить процесс сближения с неродной группой, чужаку требуется поставить под сомнение и пошатнуть уверенность в правильности своего «привычного мышления» или, как пишет Шюц вслед за Максом Шелером, «мышления-как-обычно». Мыслить за границей так, как мыслил дома – можно, но бесполезно и бессмысленно. Вот, как феноменологически описывается это напряжение:


«Открытие того, что всё в новом окружении выглядит совершенно иначе, нежели он ожидал, когда находился дома, часто наносит первый удар по уверенности чужака в надежности его привычки «мыслить как обычно». Обесценивается не только картина, которую чужак ранее сформировал о культурном образце неродной группы, но и вся до сих пор не ставившаяся под сомнение схема интерпретации, имеющая хождение в его родной группе. В новом социальном окружении ею невозможно воспользоваться как схемой ориентации. Для членов группы, с которой он сближается, функции такой схемы выполняет их культурный образец. Однако сближающийся с этой группой чужак не может ни воспользоваться им в готовом виде, ни вывести общую формулу преобразования для двух культурных образцов, которая бы позволила ему, образно говоря, перевести все координаты своей схемы ориентации в координаты, которые были бы действенными в другой».


Как следствие – в сознании чужака может возникнуть проблема выбора: отказаться ли полностью от культурного образца родной группы или нет? Осваивать смысловой универсум Других с нуля или как-то постепенно? В рамках исследуемого нами вопроса – изничтожить всё русское в себе или что-то оставить?


Однако с феноменологической точки зрения саму постановку вопроса в такой форме можно считать искусственной и надуманной. Отречься от родного культурного образца просто так, по щелчку пальцев, в принципе не получится.


Прежде всего потому, что элементами культурного образца каждого человека «становятся только те обычаи, по которым жили его отцы и деды. Могилы и воспоминания невозможно ни перенести, ни завоевать». Поэтому «культурный образец родной группы все ещё продолжает оставаться для чужака результатом непрерывного исторического развития и элементом его личной биографии; а потому этот образец как был, так и остается для его «относительно естественного мировоззрения» не подвергаемой сомнению схемой соотнесения».


Более того, сохранение собственного культурного образца в качестве «наличного запаса знания» составляет для чужака, пожалуй, единственную эвристическую возможность постигнуть культурный универсум неродной группы. Иными словами, если желаешь хоть что-то понять не дома, то «домашние заготовки» в виде схем интерпретации и самовыражения держи при себе:


«Сближающийся с неродной группой чужак должен «перевести» элементы её образца в элементы культурного образца своей родной группы, при том условии, разумеется, что в последнем вообще есть хоть какие-нибудь интерпретативные эквиваленты. Если они существуют, переведенные элементы можно будет понять и запомнить; при повторном появлении их можно будет опознать; они находятся под рукой, но не в руках».


При этом, конечно, речь идет не о тупом и упёртом навязывании своей системы релевантностей в неродном культурном пространстве. Упомянутый «перевод» необходим именно в познавательных целях. Чужаку требуется провести сложную аналитическую работу, чтобы освоить «язык» незнакомой ему социальности: её понятия и их «окаймления», тонкости её грамматики и синтаксиса, многообразие её коннотаций, правил использования идиом и т. д.


Наконец, «только после того, как у чужака накопится таким образом некоторое знание интерпретативной функции нового культурного образца, он может начать принимать его как схему собственного самовыражения».


Но и это не подразумевает отказ от культурного образца родной группы. Скорее, чужак превращается в «маргинального человека» или «культурного гибрида», который находится на дистанции по отношению к схемам соотнесения обоих культурных образцов. Дистанцированность от неродного образца требуется, чтобы знание чужака о новом социальном мире было достоверным и обоснованным. Ему нужно знать наверняка, как там у них всё устроено, всё проверить, во всем убедиться самому. Отдаленность от культуры родной группы объясняется проще – чужак (временно) покинул пространство, в котором это культура конституируется. Но «осадок» предшествующего опыта, прошлых актов переживания и восприятия родного культурного образца – всегда при нем. В чужаке всё новое и неродное не перекрывает родного и старого.


Какой из этого урок?


Хотим мы этого или нет, но в феноменологический перспективе русскими (в той или иной степени) мы останемся навсегда (если, конечно, мы были ими до этого). Просто потому, что у нас есть прошлое: дома нас воспитывали, учили общаться и взаимодействовать.  Более того, чисто с феноменологической точки зрения, мы должны (кто-то скажет - вынуждены) оставаться русскими. Даже за бугром. Желаем мы продолжения нашей истории или, прозаичнее, собственной биографии, но кроме этой самой «русскости» как культурного образца у нас не остается ничего, на что можно положиться, чтобы продолжать мысленно осваивать мир. Того требует интерсубъективная природа социальности. И вопрос, как видно, не касается идеологических пристрастий. Политически окрашенные высказывания вроде тех, с которых началась эта заметка, – феноменологически несостоятельны.


Илья Пресняков

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив