стрелка
Новости
05.10.2022 "Ну и кто теперь оккупант и агрессор?": Включение новых регионов в состав России способствует их обороне
04.10.2022 Президент Молдавии Санду в беседе с пранкерами согласилась отдать часть страны Украине
04.10.2022 "Час меча и топора": В Италии заявили о часе расплаты из-за ошибок в сфере энергетики
04.10.2022 План по частичной мобилизации закрыт на более 200 тыс. человек
04.10.2022 Вучич вышел из себя после заявления посла Украины
04.10.2022 О скифах и евразийцах
30.09.2022 За инцидент на "Северных потоках" заплатят европейские компании
30.09.2022 Диверсия на нитках «Северного потока» выгодна только американцам
30.09.2022 Замглавы ВГА Херсона: Украина де-факто перестала существовать
29.09.2022 Официальное заявление Движения «Новая Евразия» по поводу референдумов
29.09.2022 Протестующие в Чехии потребовали прямых соглашений с Россией о поставках газа
29.09.2022 Беспорядки в Дагестане провоцируют спецслужбы Украины
29.09.2022 Китайский аналитик предположил, кто мог стоять за терактами на "Северных потоках"
29.09.2022 Папа Римский назвал Запад "самым большим кладбищем человечества"
28.09.2022 В Минобороны объяснили почему российские беспилотники не участвуют в СВО, а вместо них используют любительские квадрокоптеры
28.09.2022 "Демократия больше не считается": США не запретят Украине применять западное оружие там, где шли референдумы
28.09.2022 Опубликованы первые итоги референдумов на участках в России
28.09.2022 Россия подписала соглашение о развитии сотрудничества в области туризма в рамках ШОС
28.09.2022 "В России мобилизовали холод": Украинские военные пожаловались на нехватку зимней экипировки
27.09.2022 Шведский сейсмоцентр сообщил о подводных взрывах в районе утечек на "Северном потоке"
Новости
05.10.2022 "Ну и кто теперь оккупант и агрессор?": Включение новых регионов в состав России способствует их обороне
04.10.2022 Президент Молдавии Санду в беседе с пранкерами согласилась отдать часть страны Украине
04.10.2022 "Час меча и топора": В Италии заявили о часе расплаты из-за ошибок в сфере энергетики
04.10.2022 План по частичной мобилизации закрыт на более 200 тыс. человек
04.10.2022 Вучич вышел из себя после заявления посла Украины
04.10.2022 О скифах и евразийцах
30.09.2022 За инцидент на "Северных потоках" заплатят европейские компании
30.09.2022 Диверсия на нитках «Северного потока» выгодна только американцам
30.09.2022 Замглавы ВГА Херсона: Украина де-факто перестала существовать
29.09.2022 Официальное заявление Движения «Новая Евразия» по поводу референдумов
29.09.2022 Протестующие в Чехии потребовали прямых соглашений с Россией о поставках газа
29.09.2022 Беспорядки в Дагестане провоцируют спецслужбы Украины
29.09.2022 Китайский аналитик предположил, кто мог стоять за терактами на "Северных потоках"
29.09.2022 Папа Римский назвал Запад "самым большим кладбищем человечества"
28.09.2022 В Минобороны объяснили почему российские беспилотники не участвуют в СВО, а вместо них используют любительские квадрокоптеры
28.09.2022 "Демократия больше не считается": США не запретят Украине применять западное оружие там, где шли референдумы
28.09.2022 Опубликованы первые итоги референдумов на участках в России
28.09.2022 Россия подписала соглашение о развитии сотрудничества в области туризма в рамках ШОС
28.09.2022 "В России мобилизовали холод": Украинские военные пожаловались на нехватку зимней экипировки
27.09.2022 Шведский сейсмоцентр сообщил о подводных взрывах в районе утечек на "Северном потоке"
cover image
16.08.2022
Дискуссии
Каковы национальные задачи России?

У России сложная история, примирить которую с самой собой и примириться с которой – непростая задача. Наверное, именно поэтому в русской философии всегда особый статус имела историософия, т.е. философия истории, поскольку одни лишь историки с русской историей не справляются. 


Подобно тому как наше пространство требует особой онтологии, которая позволила бы осмыслить всю эту евразийскую ширь, лес, степь, имперскость и т.д., так и наше историческое время делает запрос на глубинную историософию, которая не просто дала бы интерпретацию происходящего или прогнозы о том, чего нам дальше ждать, но и осмыслила суть истории как таковой, её направление, смысл и конечную цель. Конечно, на формирование этой черты нашей философии повлияла ещё и христианская модель времени, которое линейно и стремится к своему финалу. Эта устремленность к концу, в котором будет обретен верховный смысл всех наших путей-мытарств и дано последнее откровение, свойственна в целом русскому народу, а не только русской историософии как профессиональной философской дисциплине. Эсхатологизм – очень русская вещь, которая едва ли понятна не только западному человеку, но и нашим восточным соседям. Помните, как у Андрея Платонова в Чевенгуре:


– А вы мне что-нибудь про ихнюю идеологию расскажите, пожалуйста! 


– Её у них нету, – сказал председатель комиссии. – Они сплошь ждут конца света... 


– А ты им не говорил, что конец света сейчас был бы контрреволюционным шагом?


На самом деле, этот наш русский эсхатологизм, который решительно непонятен и коллективному Западу (прочно укрепившемуся в земном бытии с его удовольствиями и комфортом), и нашему Востоку (имею в виду здесь народы, населяющие нашу Россию-Евразию), - именно этот наш эсхатологизм наделяет Россию имперским сознанием Катехона и позволяет России собирать воедино весь наш евразийский космос и отстаивать его интересы перед лицом коллективного Запада и вообще остального мира. Именно сознание принципиальной завершаемости человеческой истории, из чего следует наличие смысла этой истории (смысл имеет то, что имеет границу), позволяет России действовать в роли Катехона, т.е. совершенно особого актора в человеческой истории, наделенного миссией удерживать мир от падения в бездну и от которого зависит исход всей истории. 


Евразийская историософия нисколько не противоречит онтологии Империи, скорее напротив – они очень даже сочетаются, образуя целостное понимание хронотопа Евразии в его соотношении с общечеловеческим макронарративом. Единство и многообразие евразийского космоса обеспечивается русским историческим сознанием, которое как важнейший элемент включает в себя ответственность за судьбы всего мира. 


Бердяев писал, что русские тем более национальны, чем менее они националистичны. Россия, преследующая сугубо свои национальные задачи, перестает быть Россией, такой вот парадокс. Россия лишь тогда выполняет свои сугубо национальные задачи, когда преследует задачи вселенские. Собственно, вселенские задачи – это и есть наши национальные задачи. Народы Евразии оттого и следуют за нами, что видят в нас проводника некоей высшей справедливости, восстановителя космического порядка. Яркий пример этому – Донбасс. И буряты, и тунгусы, и калмыки, и башкиры, и чеченцы, и белорусы откликнулись на зов лишь потому, что почувствовали в этом зове нечто вселенское, а именно призыв встать против мировой несправедливости и восстановить правильный порядок вещей. 


Значение нашей Спецоперации в мировом масштабе не исчерпывается тем, что мы возвращаем себе свои исторические земли, хотя это вполне соответствует действительности: мы действительно возвращаем себе свои исконные земли. Но мы в то же время осуществляем нечто гораздо большее, чем локальная националистическая ирредента. Мы осуществляем великое русское исправление имен, мы приводим вещи в соответствие с их должным обликом. Соответственно и СВО идет не только на территории государственного образования под названием «Украина», но на гораздо большей территории, в том числе и на территории России, в том числе в пространстве ноосферы. Мы боремся не только с украинским неонацизмом, мы боремся с планетарной несправедливостью, от которой так устал мир. 


Некоторым отечественным сторонникам русского национализма могут очень не понравиться эти рассуждения про Евразийскую Империю, Катехона и его вселенские задачи. Для них СВО носит куда меньший масштаб, сводясь к простой ирреденте.  В таком случае суть СВО вполне укладывается в западную парадигму национализма (а другой парадигмы у национализма и нет, поскольку это именно западное изобретение, как и сама нация). Только вот сам Запад эту интерпретацию, основанную на его же, Запада, теории, отрицает, и не только потому, что у Запада в отношении нас двойные стандарты, но прежде всего потому, что он не смотрит на нас как на нацию и как на простое государство. Запад смотрит на нас как на цивилизацию, ценности которой ему глубоко ненавистны. Поэтому наши националисты уже должны были заподозрить, что с их пониманием происходящего что-то не так. Однако они продолжают настаивать на своём, сужая масштаб происходящего и отрицая тем самым (возможно, бессознательно, не понимая, что они делают) самую характерную черту русского человека – его всемирную отзывчивость, его непроизвольное чувство ответственности за весь мир. 


Именно поэтому интерпретацию СВО ни в коем случае нельзя отдавать на откуп нашим отечественным националистам. Потому что от того, как будет истолкован смысл СВО, будет зависеть будущая стратегия (политическая, экономическая, этическая и т.д.) нашей работы на освобожденных территориях: с чем мы туда пришли и что собираемся делать, что собираемся строить на месте разрушенного (имею в виду демонтаж украинского неонацистского режима), - т.е. от этой интерпретации будет зависеть не просто будущее Украины, но и будущее России. Убежден, что это будущее великой мировой державы, а не одного из великого множества национальных государств, устроенных по образу и подобию западных (со всеми вытекающими последствиями). 


Андрей Коробов-Латынцев

Также по теме

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив