Национальный статистический комитет Кыргызской Республики опубликовал недавно такие данные: около семидесяти процентов трудовых мигрантов в последние годы отправляются на работу в Россию, которая является для большинства из них безусловным приоритетом. Остальные тридцать процентов соискателей работы едут в Казахстан, Южную Корею и очень небольшая часть — в страны ЕС. Поток желающих работать в России летом этого года увеличился, и это закономерно. Во-первых, сняты ковидные ограничения, и те, кто два года назад в связи с пандемией возвратились на родину, сегодня вновь готовы поработать в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных российских городах. Во-вторых, активизировалось авиасообщение между Россией и Кыргызстаном и, кроме того, возобновилась работа национальных железнодорожных линий, которые бездействовали почти два года. К слову сказать, Минтранс КР недавно сообщил об открытии также и автобусного маршрута Бишкек-Москва-Бишкек. Цена билета установлена здесь в семь с половиной тысяч сомов (примерно 100 долларов). Надо полагать, этот маршрут будет пользоваться у кыргызстанцев большим успехом, так как в сравнении с ценой билета на самолёт или поезд, автобус обойдётся значительно дешевле. И в-третьих, на выбор наших трудовых мигрантов влияет, конечно, возможность общаться в братской стране на русском языке, которым владеют практически все прибывающие.
Для кыргызстанских гастарбайтеров работа в России является решением многих личных и профессиональных проблем. В самом Кыргызстане сейчас достаточно высокий уровень безработицы, в том числе, скрытой, а у тех, кто работу имеет, — невысокие зарплаты. В России же средний доход приезжих работников — от трёхсот долларов. Этой суммы людям хватает на собственное проживание и помощь семьям, оставшимся на родине. Крупные российские города предоставляют кыргызстанцам работу в супермаркетах, на промышленных предприятиях и в сфере бытового обслуживания. В Москве, например, очень большое количество наших соотечественников работает в общественном транспорте, а одной из профессиональных национальных ниш стали перевозки в такси.
Казалось бы, радужная картина. Однако количество рабочих мест, предлагаемых мигрантам, в связи с украинскими событиями и наложенными на Россию западными санкциями в последнее время существенно снизилось. Ведь многие гастарбайтеры ранее работали в российских филиалах тех зарубежных кампаний, которые сейчас уходят с рынка РФ.
Кроме того, ужесточаются регистрационные требования, а бюрократические процедуры, которые необходимо пройти мигрантам, отнимают у них много времени и сил. Особенные нарекания вызывает обязательное медицинское обследование, назначенное, кстати, не только кыргызстанцам, но и вообще всем мигрантам. Ранее эту процедуру необходимо было проходить каждые три месяца. В феврале этого года трёхмесячный интервал был отменён. Но даже одноразовая процедура посещения врачей и сдачи анализов представляется для трудовых мигрантов серьёзной проблемой. Стоимость всех процедур при этом составляет шесть тысяч рублей. Для каждого из трудовых мигрантов сумма существенная. Если прибавить к этому ещё и огромные очереди сначала в медучреждениях, а потом в миграционных центрах (чтобы получить соответствующие документы), то становится ясно — гастарбайтерам эти обязательные действия сильно осложняют жизнь. Вновь прибывающим, между прочим, необходимо сдать отпечатки пальцев для регистрации и сделать фотографии для электронных досье. Многих это напрягает, им кажется, что их принимают за потенциальных террористов. Между тем делается это как раз ради уменьшения опасности террористических угроз.
Ещё несколько месяцев назад спикер кыргызского парламента Талант Мамытов, встречаясь в ходе своего рабочего визита в Россию с председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным, затрагивал в числе прочих и проблему бюрократических препон на пути легализации наших мигрантов на российских территориях. Получить разрешение на работу, патент индивидуального предпринимателя, регистрацию или вид на жительство, другие документы довольно непросто. Поэтому Мамытов просил своего российского коллегу проявить инициативу в деле смягчения для кыргызстанских трудовых мигрантов правил и установлений — ради упрощения всех необходимых действий. Ведь Кыргызстан входит в ЕАЭС, что даёт его гражданам определённые преференции, и в первую очередь — безвизовый режим и свободное перемещение между странами-участницами. В своё время посольство Кыргызстана в России обращалось в МИД РФ с просьбой выделить отдельный коридор для трудовых мигрантов из стран, входящих в ЕАЭС, с целью отсечения их от общего потока иностранцев при прохождении медицинских исследований и дактилоскопической регистрации. Но кроме отмены трёхмесячного интервала между медицинскими обследованиями особых подвижек в этих вопросах пока нет.
В начале текущего года на миграционном учёте в России числилось более миллиона кыргызстанцев. Учитывая негативные тенденции на рынках труда в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде, Караколе и других городах и сёлах республики, а также события в мире, влияющие на экономику России и Кыргызстана, поток трудовых мигрантов из постсоветских республик и прежде всего из Средней Азии будет, очевидно, из года в год возрастать. Задача властей обеих дружественных стран — сделать пребывание трудовых мигрантов в РФ более комфортным, но, разумеется, в рамках закона. Потому что трудовая миграция, укрепляя связи между странами, способствуя улучшению экономик обоих государств, в данном случае взаимовыгодна и взаимополезна.